Олимпиадные задания по биологии (6 класс). Игровые задания по биологии Растения считаются на Земле основным источником

Олимпиада 5-6 класс 2014-2015

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2014-2015 гг.)

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 21 задание.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.На русский язык как переводится, слово «растение, трава»:

а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».

2. Кукуруза относится к:

а) однолетним травам, б) деревьям,

в) многолетним травам, г) кустарникам.

3.Растения считаются на Земле основным источником:

а) углекислого газа, б) азота,

в) водорода, г) кислорода.

4.Липа отличается от жука тем, что она

а) растет, б) образует органические вещества,

в) состоит из клеток, г) дышит.

5. Определите ядовитые грибы:

а) груздь б) мухомор в) подосиновик г) гриб-боровик

6. Как называется часть тела, выполняющая определенные функции

а) орган б) фагоцитоз в) ткань г) вирус

7. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

8. Какие бактерии считают "санитарами планеты"?

а) гниения б) уксуснокислые в) молочнокислые г) клубеньковые

9. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно. Сколько хромосом у человека?

а) 54 б) 78 в) 48 г) 46

10. Лишним звеном в составе единой трофической цепи (цепи питания) является:

а) дождевой червь; б) мятлик; в) волк; г) овца.

Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

1.Из предложенных растений выберите культурные:

1.одуванчик, 2. просо, 3. яблоня, 4. липа, 5. осока, 6. подорожник, 7. пшеница, 8. череда, 9. камыш, 10 рожь, 11. овес.

в) 2, 3, 7, 10, 11

г) 6, 8, 9, 10, 11

2. Из предложенных названий грибов выберите ядовитые:

1. подосиновик, 2. мухомор, 3. сыроежка, 4. сморчок, 5. волнушка, 6. бледная поганка, 7. масленок, 8. ложные опята, 9. дедушкин табак, 10. зеленая поганка.

3. Установите, какие животные являются жертвами?

1. сокол, 2.плотва, 3.голубь, 4. щука 5. волк 6. заяц 7. тигр 8. антилопа 9. стрекоза 10. комар

а) 1, 3, 5, 6, 9

б) 2, 3, 6, 8, 10

в) 3, 5, 7, 9, 10

г) 4, 5, 6, 7, 9

4 Бактерии являются возбудителями болезней:

1) чума 2) холера 3) амебная дизентерия 4) оспа 5) туберкулез

а – чага;

б – сыроежка;

в – головня;

г – фитофтора;

д - пеницилл;

е – рыжик.

Часть 3

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ) .

    Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

    Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

    Микроскоп – прибор для изучения растений.

    Все природные сообщества (биоценозы) обязательно включают автотрофные растения.

    Растения поглощают углекислый газ в процессе дыхания.

Часть 4

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество 6 баллов .

1. Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3. Поставь крестик (Х) в строке «ДА», если утверждение правильное или в строке «НЕТ», если утверждение неправильное (мах.5баллов)

Правильно

Неправильно.

Часть 4.

Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________ Отчество_____________________________

Школа __________________________

Класс ___________________________

Матрица ответов шифр _______________

Часть 1. Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (мах.10 баллов)

Часть 2. Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (вопрос 5- несколько букв) (мах.10 баллов)

Часть 3. Поставь крестик (Х) в строке «ДА», если утверждение правильное или в строке «НЕТ», если утверждение неправильное (мах.5 баллов)

Правильно

Неправильно.

Часть 4. Запиши ответы на вопросы словами (мах.6 баллов, полный ответ 2 балла, неполный 1 балл)

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверил________________________(ФИО)____________________________________

Перепроверил________________________(ФИО)________________________________

6 класс

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 часа (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 17 заданий.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:
а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».

Кукуруза относится к:

А) однолетним травам, б) деревьям,

В) многолетним травам, г) кустарникам.

3. Растения считаются на Земле основным источником:

А) углекислого газа, б) азота, в) водорода, г) кислорода.

4. К генеративным органам растения относится:

А) цветок, б) стебель, в) лист, г) корень.

5. Что из перечисленного ниже обычно характерно для старой растительной клетки?

А) одна очень крупная вакуоль, б) ядро расположено в центре,

В) очень тонкая клеточная оболочка, г) интенсивно делится.

6. Спорами размножается:

А) яблоня, б) редис, в) папоротник, г) ель.

7. У семени фасоли наибольшую массу имеет:

А) семенная кожура, б) семядоли,

В) зародышевая почка, г) зародышевый корень.

8. Липа отличается от жука тем, что она:

А) растет, б) образует органические вещества,

В) состоит из клеток, г) дышит.

9. Каким термином называют стебель с листьями и почками:

А) ствол, б) ветка, в) побег, г) воздушный корень.

10. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

А) в неправильной установке света,

Б) нужно было поставить большее увеличение,

В) нужно было сделать тонкий срез листа,

Г) нужно было подкрасить лист красителем.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 5 (по 1 баллу за правильный ответ).

Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

Клеточный сок - содержимое живой клетки.

Главный признак жизни клетки - обмен веществ.

Тополь - семенное растение.

Микроскоп - прибор для изучения растений.

Часть III.

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 2. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни:

Продолжительность жизни Растения

А. Однолетнее 1. Морковь

Б. Двулетнее 2. Томат

В. Многолетнее 3. Шиповник

4. Календула

5. Пион

Часть IV.

Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.

Фамилия ________________________ Шифр _____________

Имя ________________________

Матрица ответов
по биологии. Школьный этап. 2011-12 уч. год. 6 класс

Часть 1 . 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Ответ

Часть 2 . 5 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 3 . 2 балла.

Часть 4. 4 балла.

Ответ:

Предварительный просмотр:

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Семена образуются:
а) на рыльце пестика, б) в завязи пестика, в) в столбике пестика,

Г) в пыльнике тычинки.

2. Какую из перечисленных функций корни не выполняют:

А) закрепление растений в почве,

Б) всасывание воды и минеральных веществ из почвы,

В) запасание питательных веществ,

Г) образование питательных веществ в растении.

3. Ночных насекомых-опылителей скорее всего привлекает:

А) форма цветка, б) окраска цветка, в) размеры цветка, г) аромат цветка.

4. Если у растения параллельное или дуговое жилкование листьев, то у этого растения вероятнее всего:

А) стержневая корневая система, б) мочковатая корневая система,

В) может быть любая корневая система,

Г) тип жилкования не связан с типом корневой системы.

5. В старых деревьях часто встречаются большие дупла. Это опасно для живого дерева в первую очередь тем, что:

А) у дерева не развиваются корни,

Б) дуплистое дерево не способно к размножению,

В) на дереве не развиваются новые побеги,

Г) нарушается проведение воды и органических веществ по стволу.

6. Цветковые растения размножаются:

А) семенами и вегетативным путем, б) только вегетативным путем,

В) только семенами, г) спорами.

7. Пестик и тычинка - главные части цветка, потому что они:

А) самые большие, б) самые яркие, в) являются органами размножения,

Г) самые сложные по строению части.

8. Для прорастания семян необязательным условием является:

А) влага, б) тепло, в) свет, г) воздух.

9. К покрытосеменным растениям относятся все:

А) цветковые растения, б) растения Земли,

В) растения, дающие семена, г) опыляемые растения.

А) ряску, б) камыш, в) морскую капусту, г) кувшинку.

11. Съедобная часть белого гриба называется:

А) грибницей, б) пеньком, в) шляпкой, г) плодовым телом.

12. Животные отличаются от растений тем, что:

А) состоят из клеток, б) питаются готовыми органическими веществами,

В) растут, г) размножаются.

13. К фотосинтезу способна:

А) инфузория-туфелька, б) эвглена зеленая, г) амеба дизентерийная,

Г) лямблия кишечная.

14. Сократительная вакуоль инфузории - это органоид:

А) выделения, б) размножения, в) пищеварения, г) дыхания.

15. Функции простейших животных в природе заключается в том, что они:

А) служат пищей животным, б) поедают бактерии,

В) образуют осадочные породы, г) участвуют во всем перечисленном.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Признаки класса однодольных растений:

I. стержневая корневая система
II. дуговое жилкование листьев
III. параллельное жилкование листьев
IV. перистое жилкование листьев
V. мочковатая корневая система
а) II, V;
б) I, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV, V.

2. Семенами размножаются:

I. водоросли
II. мхи
III. цветковые растения

IV. хвойные растения

V. папоротники
а) II, V;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.

3. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:

I. испарение воды
II. привлечение опылителей
III. образование нектара

IV. образование семян

V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.

4. Выберите растения, у которых сложные листья:

I. береза
II. дуб
III. желтая акация

IV. земляника лесная

V. шиповник
а) II, V;
б) III, IV.
в) II, III, V;
г) III, IV; V.

5. К животным подцарства Простейшие относятся:

I. амеба протей
II. хламидомонада
III. инфузория-туфелька

IV. радиолярия

V. ряска
а) I, II, V;
б) I, III, IV.
в) II, III, V;
г) III, IV; V.

Часть III.

Все растения, существующие на Земле, имеют цветки.

Если у растения цветки крупные, ярко окрашенные, имеют запах, то они опыляются ветром.

Сухие семена дышат.

Мхи относятся к споровым растениям.

Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки.

Гриб пеницилл используют для получения антибиотиков.

Лишайники не растут в промышленных городах, потому что там загрязнен воздух.

Плоды лопуха распространяются ветром.

В клетках и растений, и животных есть хлоропласты.

Зоология - наука о животных.

Часть IV.

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 3.

Какие простейшие вызывают заболевание малярии? Кто является переносчиком возбудителей болезни? Назовите меры профилактики малярии.

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Имя ________________________

Класс ________________________

Школа ________________________

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________

Имя ________________________

Класс ________________________

Школа ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2012-13 уч. год. 9 класс

Часть 1. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Ответ

Ответ

Часть 2 . 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).

Ответ

Часть 3. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 4 . 4 балла (по 2 за каждое задание).

Задание на установление соответствия.

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР - ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2012-2013 гг.)

8 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 час (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 37 заданий.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Общим признаком клеток все существующих на Земле организмов является:
а) обмен веществ, б) наличие хлоропластов, в) одинаковое строение,

Г) наличие ядра.

2. Вода необходима для прорастания семян, потому что:

А) зародыш потребляет только растворенные питательные вещества,

Б) в воде растворены органические вещества,

В) в воде находятся минеральные вещества,

Г) при прорастании необходимо увеличивать массу семян.

3. С появлением растений на Земле атмосфера обогатилась:

А) кислородом, б) азотом, в) углекислым газом, г) водородом.

4. Бактерии, наиболее полезные для человека:

А) стрептококки, б) туберкулезная палочка, в) молочнокислые, г) пневмококки.

5. Семенами размножаются:

А) хвощи и плауны, б) мхи и папоротники, в) папоротники и водоросли,

Г) хвойные и цветковые.

6. Двойное латинское название принято для обозначения:

А) класса, б) вида, в) рода, г) типа.

7. В организме животного не существует ткани:

А) соединительной, б) нервной, в) проводящей, г) мышечной.

8. Органы объединяются в систему органов, потому что:

А) они рядом расположены, б) сходны по строению,

В) выполняют общую функцию, г) взаимодействуют с другими системами.

А) многоглазка, б) печеночный сосальщик,

В) белая планария, г) бычий цепень.

10. Кто из насекомых проходит стадию куколки:

А) саранча, б) тля, в) бабочка, г) клоп.

11. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:

А) нет пищи, б) есть запасы жира, в) кишечник сжат созревшей икрой,

Г) много конкурентов за пищу.

12. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоемов. Чем это можно объяснить?

А) они размножаются на суше, б) у них лучше развиты легкие и более сухая кожа,

В) у них короткие задние конечности и длинные передние,

Г) они питаются наземными беспозвоночными животными.

13. Кожа ящерицы выполняет функцию:

А) дыхания, б) защиты от потери воды, в) выделения, г) опоры.

14. Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц?

А) два круга кровообращения, б) четырехкамерное сердце,

В) разветвленная сеть капилляров, г) автоматия сердечной мышцы.

15. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию:

А) волосяного покрова и ушных раковин, б) голой кожи, покрытой слизью,

В) рогового панциря или щитков, г) сухой кожи с роговыми чешуями.

16. К основным распространителям инфекционных заболеваний относится:

А) домовая мышь, б) лисица, в) ондатра, г) корова.

17. Клетки человека не способны к:

А) размножению, б) обмену веществ, в) развитию, г) фотосинтезу.

18. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:

А) губчатое вещество, б) желтый костный мозг,

Г) надкостница, г) красный костный мозг.

19. При переломе позвоночника необходимо:

А) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

Б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

В) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,

Г) ждать врачей, не оказывая помощь.

20. Импульсы от органа в мозг проводят:

А) чувствительные нейроны, б) двигательные нейроны,

В) вставочные нейроны, г) все указанные нейроны.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10 (по 1 баллу за правильный ответ).

Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

Овощеводы и полеводы размножают растения только семенами.

Рыбы - раздельнополые животные.

Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

Птицы и млекопитающие - теплокровные животные.

Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.

Анатомия - это наука о функциях организма и его органов.

Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.

Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.

Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен:

Царство Признак

А. Растения 1. Растут в течение всей жизни

Б. Животные 2. Активно перемещаются в пространстве

3. Питаются готовыми органическими веществами

4. Образуют органические вещества в процессе

Фотосинтеза

5. Имеют органы чувств

6. Являются основным источником кислорода на Земле

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей:

А) семейство Волчьи Г) Отряд Хищные

Б) Класс Млекопитающие Д) Тип Хордовые

В) Вид Обыкновенная лисица Е) Род Лисица

Часть IV.

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 4.

Каковы причины нарушения осанки? К чему может привести неправильная осанка?

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________

Имя ________________________

Класс ________________________

Школа ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2012-13 уч. год. 8 класс

Часть 1 . 20 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Ответ

Категории

Часть 4 . 4 балла.

Выберите по одному правильному ответу. Проведите линии, соединяющие цифры в правильном ответе. К какому царству принадлежит живая система, полученная в результате работы?

1 . Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист и начал рассматривать его в микроскоп. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. Его ошибка заключается в:

а) неправильной установке света (1–3–5–4–2);
б) том. что он не поставил большее увеличение (4–3–1–2–5);
в) том, что он не сделал тонкий срез листа (1–2–3–4–5).

2 . Границей клетки и окружающей среды является:

а) цитоплазма (5–7–6–1–8);
б) межклеточное вещество (5–6–1–7–8);
в) оболочка (1–8–7–6–5).

3 . Общее между клетками всех организмов:

а) в любой живой клетке происходит обмен веществ (12–32–29);
б) все растительные клетки имеют хлоропласты (29–12–32).
в) у всех растительных клеток одинаковое количество хромосом (32–29–12).

4 . Цитоплазма в клетке:

а) медленно движется (12–11–31–29);
б) движется очень быстро (29–11–31–12);
в) не движется (11–29–12–31).

5 . Пластиды в растительных клетках бывают:

а) синими, фиолетовыми, малиновыми (25–26–27–10–25);
б) зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными (27–26–10–25–27);
в) зелеными, синими, красными, черными (26–10–27–25–26).

6 . Зеленые пластиды называют:

а) хлоропластами (9–13–33–18);
б) хромопластами (33–9–13–18);
в) хромосомами (18–9–13–33).

7 . Органы растения увеличиваются в размерах благодаря:

а) увеличению числа клеток (21–18–9–22);
б) увеличению числа клеток и их росту (9–21–22–18);
в) увеличению числа клеток и образованию межклетников (22–21–18–9).

8 . Клеточная оболочка не выполняет указанную функцию:

а) деления (35–34–14);
в) транспорта веществ (35–14–34);
б) связи с другими клетками (34–14–35).

9 . Правильно указана последовательность деления клетки:

а) деление оболочки – деление цитоплазмы – удвоение хромосом – деление ядра (15–16–17–14);
б) удвоение хромосом – деление ядра – деление цитоплазмы и оболочки (15–14–16–17);
в) деление цитоплазмы и оболочки – деление ядра – удвоение хромосом (14–15–16–17).

10 . Наследственная информация в дочерних клетках:

а) уменьшается в полтора раза (20–16–19);
б) уменьшается в два раза (19–16–20);
в) сохраняется неизменной (16–19–20).

11 . Вакуоли заполнены:

а) клеточным соком (19–23–24);
б) воздухом (24–19–23);
в) цитоплазмой (23–24–19).

12. Если к свежему препарату с клетками кожицы лука добавить немного соленой воды, то клетка несколько сморщится, так как:

а) наступит явление пиноцитоза (30–34–28);
б) наступит явление плазмолиза (34–28–30);
в) произойдет обмен веществ (28–30–34).

13 . Существование растительной клетки открыл:

а) Роберт Гук (28–36–23);
б) Антоний Ван Левенгук (36–23–28);
в) Роберт Кох (23–28–36).

position:relative; z-index:4;left:-109px;top:15px;width:782px;height:515px">

Рис. Клетка. Правильно выполненное задание

(Правильные ответы

font-size:10.0pt">1–2–3–4–5;

1–8–7–6–5;

1

Задание 1

Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля , он не увидел. В чем заключалась его ошибка?


  1. нужно было правильно установить свет

  2. нужно было поставить большее увеличение

  3. нужно было сделать тонкий срез листа

  4. нужно было подкрасить лист красителями
Ответ: 3

Задание 2

При выяснении влияния температуры на про­растание семян вы возьмете для опыта


  1. одно семя фасоли, поместив его в теплое ме­сто

  2. по 5 семян пшеницы и фасоли, поместив их на холод

  3. две группы из 5 семян фасоли и пшеницы каждая, одна из которых будет в тепле, а другая - на холоде

  4. две группы по 50 семян фасоли каждая, одна из которых будет в тепле, а другая - на холоде
Ответ: 4

Задание 3

Установите правильную последовательность действий любителя комнатного цветоводства при вегетативном размножении традесканции.

A) Накрыть черенки стеклянными банками.

Б) Посадить черенки наклонно в увлажненный песок.

B) Нарезать стеблевые черенки с 3-4 листьями.

Г) При появлении придаточных корней пересадить растения в горшки. Ответ: В, Б, А, Г

Задание 4

Используя знания о соматической регуляции деятельности скелетных мышц и вегетативной - внутренних органов, объясните следующее ги­гиеническое правило: утреннюю зарядку следует начинать с малых нагрузок , а затем понемногу их увеличивать.

Ответ:


  1. объяснение с использованием знаний о нервной регуляции деятельности организма, например: физические упражнения обеспечиваются согласованной работой соматической нервной системы и вегетативной нервной системы. От головного мозга по волокнам соматической нервной системы импульсы поступают к мышцам. Одновре­менно по волокнам вегетативной нервной системы импульсы устремляются в дыхательную, сердечно­сосудистую и другие системы организма человека;

  2. объяснение с использованием знаний об особенностях регуляции деятельности скелетных мышц и внутренних органов, например: скорость вегетативных реакций всегда ниже, чем соматических, поэтому доставка кислорода и глюкозы к мышцам происходит с задержкой, а значит , мышцы в период нехватки питательных веществ и кислорода не способны совершать большую нагрузку. Следовательно, нужно начинать с малых нагрузок.
Могут быть даны другие объяснения. Объяснения могут быть даны в одном или нескольких предложениях.

Прочитайте текст «Развитие иммунологии» и выполните задания.

РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ

История иммунологии - науки об иммунитете - началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.

Сельский врач заметил, что доярки, как правило , не болели тяжелым инфекционным заболеванием - натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа - легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в легкой форме. Э.Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.

Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено , что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л.Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л.Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.

Задание 5

Используя содержание текста «Развитие иммунологии», заполните в таблице «Исследования ученых» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

Исследования ученых


Ответ:

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:


  1. эксперимент;

  2. оспа ИЛИ заболевание оспой ;

  3. что служило вакциной? ИЛИ вакцина.
Задание 6

Используя содержание текста «Развитие иммунологии» и знания курса, приведите способ приготовления вакцины и процедуру вакцинации против натуральной оспы во времена англичанина Э.Дженнера.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) способ приготовления вакцины, например: вскрыть оспенные пузырьки на вымени коровы и собрать их содержимое;

2) процедура вакцинации:

Сделать надрез кожи у человека;

Втирать содержимое пузырьков в области надреза кожи.

Элементы ответа могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.

Задание 7

В лаборатории был проведен следующий опыт. Очень слабым электрическим током раздражали маленькие участки кожи человека (около 1 см 2). В результате чаще всего появлялось ощущение прикосновения или слабого укола, реже - ощущение холода, а еще реже - тепла. Объясните результаты опыта.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Рецепторы кожи избирательны в восприятии внешних раздражений. Одни способны вос­принимать только прикосновение , вторые - боль, третьи - холод и четвертые - тепло.

2) Количество рецепторов на поверхности кожи различно, больше всего тех, которые вос­принимают боль и прикосновение. Меньше всего рецепторов воспринимающих тепло.

Задание 8

К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

1) искривление позвоночника

2) нарушение строения суставов верхних конечностей

3) смещение внутренних органов


  1. нарушение функций костного мозга

  2. изменение химического состава костей

  3. нарушение кровоснабжения органов

Ответ: 1,3,6.

Задание 9

Вставьте в текст «Обмен веществ» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе метаболизма. В нем различают_________(А) и пластический обмены. Основой первого является процесс окисления органических веществ и выделение энергии. В результате образуются _____________(Б) и вода. Пластический обмен направлен на синтез новых веществ. Например, синтез белков происходит на__________(В) и протекает с затратой__________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ


  1. митохондрия 5)рибосома

  2. РНК 6) водород

  3. информационный 7) АТФ

  4. энергетический 8) углекислый газ
Ответ:

А

Б

В

Г

4

8

5

7

Задание 10

Перечислите действия, которые необходимо совершить в случае оказания первой помощи при ушибе бедра.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


  1. Холод (пузырь с холодной водой или льдом) на поврежденное бедро.

  2. Давящая повязка и покой.

Список литературы для подготовки к экзамену по биологии

К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников , рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/.

Помимо учебников, по которым ведется преподавание, рекомендуется использовать следующие издания:

Список литературы


  1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.

  2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.

  3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы.- М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.

  6. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

  7. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.

  8. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.

  9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 78с.

  10. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. – М.: Вентана- Граф, 2007.- 176 с. (Школьный курс за 100 часов)

  11. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. -176с.

  12. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.

Перечень учебных пособий для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, имеющих гриф

«Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях


  1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа /Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. – М.: Интеллект-Центр, 2006
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ

Пособия, разработанные в 2008-09 гг.


  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.

  2. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2009 г.

  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009.

  2. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ авторы составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Интернет-материалы

http://edu.seun.ru/ Портал министерства образования Саратовской области

Http://www.saripkro.ru/ Сайт Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

http://www.gnpbu.ru/ web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

Http://www.l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам : сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы , интересные статьи, методические разработки.

Http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии . Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека" . Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами .

Http://www.biodan.narod.ru/ "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых , спецсловарь.

Http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии" . Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

Http://bio.1september.ru/ - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)

Http://www.websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).

Http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)

Http://www.floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные" Как энциклопедия. (Объем информации впечатляет.) Выбрать букву, откроется страница с двумя большими колонками названий: Растения и Животные. Выбираем по названию - открывается описание и фото.

http://www.trizminsk.org/ В помощь учителю биологии " позволит учителю биологии использовать на уроках 200 подобных примеров. перечень сокращений. Б.Э. - биологические эффекты.

http://tana.ucoz.ru/ В помощь учителю. Сссылки на различные биологические сайты!

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2016 -2017 г.)

6 класс Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:
а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».

2. Кукуруза относится к:

а) однолетним травам, б) деревьям,

в) многолетним травам, г) кустарникам.

3. Растения считаются на Земле основным источником:

а) углекислого газа, б) азота, в) водорода, г) кислорода.

4. К генеративным органам растения относится:

а) цветок, б) стебель, в) лист, г) корень.

5. Что из перечисленного ниже обычно характерно для старой растительной клетки?

а) одна очень крупная вакуоль, б) ядро расположено в центре,

в) очень тонкая клеточная оболочка, г) интенсивно делится.

6. Спорами размножается:

а) яблоня, б) редис, в) папоротник, г) ель.

7. У семени фасоли наибольшую массу имеет:

а) семенная кожура, б) семядоли,

в) зародышевая почка, г) зародышевый корень.

8. Липа отличается от жука тем, что она:

а) растет, б) образует органические вещества,

в) состоит из клеток, г) дышит.

9. Каким термином называют стебель с листьями и почками:

а) ствол, б) ветка, в) побег, г) воздушный корень.

10. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

Часть II.

Выберите один вариант ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора (2 балла за каждое тестовое задание)

    Растения образуют органические вещества из неорганических веществ, для этого им нужны: 1.кислорд 2.углекислый газ 3.вода 4.энергия солнечного света 5.почва 6.ветер

А - 1,3,5 Б- 2,3,4 В – 1,3,4 Г- 2,4,6 2. К одноклеточным организмам относятся: 1.дрожжи 2.инфузория-туфелька 3.спирогира 4.плаун 5.хламидомонада 6.папоротники

А - 1,2,5 Б- 2,3,5 В – 4,5,6 Г- 2,4,5 3. Грибы можно встретить 1.на деревьях 2.на камнях 3.на кусочке хлеба 4.на почве с большим содержанием перегноя 5.на воде 6.на песке А - 1,2,5 Б- 1,3,4 В – 4,5,6 Г- 2,4,5 4. Признаки живой природы: 1.размножение 2. растворимость 3. появление ржавчины 4.электропроводность 5.дыхание 6.обмен веществ и энергии

А - 1,2,5 Б- 2,3,5 В – 1,5,6 Г- 2,4,6 5. Дыхание - это 1.поступление в организм углекислого газа 2. поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа 3. выделение из организма углекислого газа 4.получение организмом необходимых веществ из окружающей среды 5. выделение из организма ненужных веществ

А - 2,4 Б- 2,5 В – 1,4 Г- 2,3

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ).

    Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

    Клеточный сок – содержимое живой клетки.

    Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

    Тополь – семенное растение.

    Атмосфера – водная оболочка Земли

Часть IV .

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни:

Продолжительность жизни Растения

А. Однолетнее 1. Морковь

Б. Двулетнее 2. Томат

В. Многолетнее 3. Шиповник

4. Берёза

5. Пшеница

Матрица ответов
I _________ этапа
школьной олимпиады учащихся по биологии. 2016 -17 уч. год
__
6 ____ класс [максимально 30 баллов]

Часть I . [мах. 1 0 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1-10

Часть II . [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1-10

Часть III . [мах. 5 баллов] правильные суждения под номерами: 1, 3, 4.

Часть IV . [мах. 5 баллов] - А-2,5 Б-1 В-3,4

Итого мах.___30_ баллов

Матрица ответов
на задания теоретического тура _______
I _________ этапа
школьной олимпиады учащихся по биологии. 201
6 -1 7 уч. год
__
6 ____ класс

Часть I .

1-10

Часть II .

1-5

Часть III . Правильные суждения под номерами:

Часть IV .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: