Соцветия. Как образуются плоды Как человек использует плесневые грибы

Понять, почему формируются пустотелые плоды томатов, можно только после комплексного анализа условий, в которых произрастает культура. Отсутствие под кожицей сочной мякоти говорит о нарушении процесса оплодотворения.

Если в нем приняла участие не вся пыльца, то проблем не избежать. Ко второй группе причин ботаники относят ошибки садовода. Неправильный уход часто приводит к пустотелости.

Причины развития патологии

Повышенный уровень температуры – как только ее значение достигает +32 градусов, пыльца теряет свои свойства. Она становится стерильной, поэтому нельзя говорить о возможности полноценно оплодотворить женские цветки. В 9 случаях из 10 проблемы избежать не получится. Даже если внутри плода будет мякоть, то собранный урожай не порадует. Второй негативный фактор – повышенный уровень влажности. Томаты – культура, которая очень чувствительна к поливу. Если воды слишком много или мало, то пыльца склеивается между собой. Как и в предыдущем случае, полноценного опыления быть не может.

Тепличные условия – насекомые-опылители редко изъявляют желания побывать в теплице, поэтому дачник самостоятельно привлекает их внимание. Внутри не должно быть слишком жарко – лучше держать температуру на отметке +15 + 20. Нужно следить за оптимальным уровнем влажности.

Перед тем как выбрать посевной материал, изучают его характеристики. К примеру, пчелоопыляемые сорта, как не сложно догадаться, нуждаются в присутствии упомянутых насекомых.

Клинические проявления

Садовод сразу обратит внимание на измененную форму и размер поврежденного плода. К примеру, томаты становятся мелкими. Реже они приобретают абстрактную форму. Если проблема зафиксирована на этапе вегетации, то пустотелые культуры визуально можно спутать со сладким перцем. Поверхность у таких томатов становится на ощупь ребристой. Еще 1 признак пустотелости – появление слишком грубой кожицы. Ее практически невозможно проткнуть.

Профилактические мероприятия

На этапе формирования завязей температура в теплице должна быть в пределах 18–25 градусов при относительной влажности воздуха около 70%. В теплице организовывают регулярное проветривание, благодаря чему ветер разнесет пыльцу между цветками. В разных частях теплицы развешивают сладкие приманки. Они привлекут внимание насекомых-опылителей. Каждое утро, приходя в телицу, ветки аккуратно встряхивают. Несложная процедура улучшит опыление. В профилактических целях в I половине лета в грунт вносят стимуляторы, которые ускоряют образование плодов, например, «Томатон» или «Завязь». В 5 л воды растворяют 150-200 препарата. На каждый куст уходит 1 л.

Существуют пустотелые сорта томатов

Ошибочно полагать, что отсутствие мякоти внутри плода – признак брака. Ботаники вывели несколько сортов, у которых подобная характеристика — норма. Опознать их можно по толстой шкурке и выраженным ребрам. Подобные сорта используют кулинары для фаршировки или создания салатов. Список пустотелых сортов выглядит следующим образом:

  • «пустотелый полосатый»;
  • yellow bell pepper;
  • «мещанская начинка»;
  • «болгария»;
  • «фигурный»;
  • «зеленый перец».

Перед тем как приобрести посевной материал нужно изучить его характеристики. Потратив немного времени, садовод избавит себя от неожиданностей.

Пустотелость – патология, которая возникает при неполноценном опылении женских цветков. В большинстве случаев причину ищут в действиях садовода. В группу риска входят дачники, которые выращивают томаты в теплицах. Здесь часто возникают скачки температуры и уровня влажности. Реже в закрытом грунте не созданы условия для опыления цветков насекомыми. Регулярная подкормка, нормированный полив – залог хорошего урожая.

риоды в формировании высокого урожая - фаза 2-3 листьев, когда происходит дифференциация зачаточного стебля, и фаза 6-7 листьев, когда определяется размер початка. Наиболее важные фазы в развитии кукурузы следующие:

1) формирование метелки, которое происходит у скороспелых, среднеспелых и позднеспелых сортов соответственно в фазе 4-7-го листа, 5-8-го и 7-11-го листа;

2) формирование початка, которое происходит у указанных сортов соответственно в фазе 7-11-го листа, 8-12-го и 11-16-го листа. За 10 дней до выметывания и спустя 20 дней после окончания цветения растения накапливают до 75% органической массы. Засуха, переувлажнение почвы, недостаток минерального питания в период цветения и оплодотворения ухудшают оплодотворение, снижают озернелость початков. Максимальное количество сырой массы у растений отмечается в фазе молочного состояния; сухого вещества - в конце восковой спелости. Для формирования высокого урожая зерна посевы кукурузы должны сформировать листовую поверхность около 40- 50 тыс. м/га, для зеленой массы - 60-70 тыс. м/га и более.

Продолжительность периода вегетации у кукурузы колеблется от 75 до 180 дней и более. Отмечена тесная зависимость между длиной периода вегетации и числом листьев на растении (коэффициент корреляции 0,82-0,99), а также между длиной периода вегетации и урожаем зерна (0,70) (Володарский, 1975).

По длине периода вегетации у кукурузы выделяют следующие группы растений: раннеспелые с продолжительностью от всходов до полного созревания зерна 80-90 дней (листьев на главном стебле 10-12); среднераннеспелые-90-100 дней (12-14 листьев); среднеспелые-100-115 дней (14-16 листьев); среднепозднеспелые- 115-130 дней (16-18 листьев); позднеспелые-130-150 дней (18-20 листьев), очень позднеспелые-более 150 дней (более 20 листьев).

  1. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
  1. Исходные данные.

Культура: кукуруза на зерно

Гибрид: 4КГ-280М

Планируемая урожайность: 75 ц/га

Район выращивания: почвы Лесостепной зоны Краснопольского района Сумской области

Преобладающие почвы: черноземы, типичные, мощные, малогумусные, которые характеризуются следующими показателями:

Мощность гумусового слоя120-130 см.

РН почвы6,0-7,2

почвы высокоплодородные, пригодны для выращивания всех сельскохозяйственных культур, в т.ч. и кукурузы на зерно.

Бал плодородия почв: 75, каждый балл почвы обеспечивает прибавку урожая 0,4 ц/га.

Рекомендуемая доза внесения удобрений под культуру: 30 тн./га органических удобрений, азота - 120 кг. действующего вещества /га, фосфора - 90 кг. действующего вещества /га, калия - 110 кг. действующего вещества/га. Всего минеральных удобрений - 320 кг. действующего вещества/га.

Каждая тонна органических удобрений окупается прибавкой урожая 0,3 ц/га зерна. Окупаемость 1 кг. действующего вещества минеральных удобрений составляет 5,2 к./га зерна.

  1. Экономическая эффективность севооборота.

Схема севооборота № 1.

Первое поле

Второе поле : овес.37 ц/га х 27 грн./ц= 999 грн./га

Всего := 3051 грн./га

Схема севооборота № 2.

Первое поле : кукуруза на зерно.54 ц/га х 38 грн./ц= 2052 грн./га

Второе поле : горох.49 ц/га х 28 грн./ц= 1372 грн./га

Всего := 3424 грн./га

Исходя из того, что схема севооборота № 2 принесет большую выручку, можно сделать вывод, что эта схема экономически более эффективна.

  1. Эффективность использования генетического потенциала сорта в производственных условиях.

Таблица 5.3.1. Характеристика гибридов кукурузы

№ п/пНаименование гибридаУрожайность, ц/гаВыход зерна при обмолоте, %Содержание, %Белоккрахмал 1.ЧКГ-280 М67,2-83,1789,473,62.Днепровский 203 МВ63,9-84,575-80--3.Днепровский 273 АМВ73,8-87,682-85--4.Киевский 271 М73,6---5.Коллективный 100 СВ55,1-6070-80--6.Молдавский 257 АСВ60,470-7.Юбилейный 60 МВ60,6-7075-80--8.Юбилейный 70 М65-10,473,5

Исходя из данных таблицы 5.3.1. можно сделать вывод, что гибрид ЧКГ-280 М - один из самых высокоурожайных, а по выходу зерна находится на уровне остальных районированных гибридов. Он характеризуется содержанием 9,4% белка и 73,6% крахмала.

  1. Программирование урожая кукурузы на зерно.

Таблица 5.4.1. Составные части запланированной урожайности 75 ц/га зерна кукурузы при выращивании в Краснопольском районе Сумской области

№ п/пФакторыУрожайностьц/га% от запланир. 1.Гибрид7,5102.Семена7,5103.Защита гибрида7,5104.Технология выращивания7,5105.Плодородие почвы30406.Удобрения1520Плановая урожайность75100

Прибавка урожая зерна культуры в зависимости от плодородия почвы составляет 30 ц/га (качественная оценка почвы = 75 баллов, каждый из которых обеспечивает прибавку урожая в 0,4 ц/га).

Суммарный урожай за счет первых пяти факторов составляет 60 ц/га. Соответственно, недобор урожая равен 15 ц/га.

  1. Планирование нормы и вида удобрений.

Следовательно, прибавка оставшихся 6 ц/га должна быть обеспечена за счет внесения 115,39 кг. действующего вещества минеральных удобрений на гектар (по 5,2 кг./га за каждый внесенный килограмм действующего вещества).

  1. Затраты на семенной материал.

Масса 1000 шт. семян гибрида кукурузы ЧКГ-280 М составляет 350 г.

Норма высева семян элиты составит 18,04 кг./га.

В 1997 году площадь посева кукурузы на зерно в Краснопольском районе Сумской области составила 911 га.

Следовательно, расход семян кукурузы на данную площадь посева был 164,33 ц семян элиты.

  1. ОЦЕНКА ЭТАПОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРЫ

Таблица 6.1. Затраты труда на выращивание кукурузы на зерно в Краснопольском районе

№ п/пЭтапы технологииЗатратычел.-час./га % 1.Обработка почвы и внесение удобрений5,162,962.Посев0,67,413.Уход за посевами0,911,114.Уборка1,214,825.Послеуборочная обработка продукции0,33,70Всего8,1100

Как видно из таблицы 6.1., наиболее трудоемком процессом при выращивании кукурузы на зерно в Краснопольском районе Сумской области, является обработка почвы и внесение удобрений. Этот процесс занимает более половины всех трудозатрат.

Затраты на один центнер зерна составляют 0,108 чел.-час./ц.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Выводы.

На основе проанализированных литературных источников и собственных расчетов по разработке технологических и экономических приемов получения запланированной урожайности 75 ц/га кукурузы на зерно в Краснопольском районе Сумской области, можно сделать следующие выводы:

  1. Природные условия Краснопольского района позволяют получать урожаи в 75 ц/га кукурузы на зерно гибрида ЧКГ-280 М.
  2. Учтенные факторы интенсификации при выращивании кукурузы на зерно обеспечивают следующие приросты урожая:
  3. плодородие почвы: 30 ц/га или 40% от запланиров. урожайности;
  4. внесение 30 тн. органических удобрений на гектар и 115,39 кг. действующего вещества минеральных удобрений на гектар: 15 ц/га или 20 %;
  5. гибрид: 7,5 ц/га или 10%;
  6. семена: 7,5 ц/га или 10%;
  7. защита гибрида: 7,5 ц/га или 10%;
  8. технология выращивания: 7,5 ц/га или 10%.
  9. Затраты труда при выращивании культуры на одном гектаре составили 8,1 чел.-час., в т.ч. по этапам технологии:
  10. обработка почвы и внесение удобрений: 5,1;
  11. посев: 0,6;
  12. уход за посевами: 0,9;
  13. уборка: 1,2;
  14. послеуборочная обработка продукции: 0,3.
  15. Наиболее трудоемким этапом технологии выращивания в структуре затрат является обработка почвы и внесение удобрений: 62,96%.
  16. Затраты труда на производство 1 ц кукурузы на зерно повышаются со снижением урожайности. Так, при фактической урожайности в 25 ц/га в Сумской области в 1997 году эти затраты составили 0,324 чел.-час., а при запланированной урожайности в 75 ц/га, они составили 0,108 чел.-час.

Предложение.

Предложить Краснопольскому району Сумской области выращивание гибрида ЧКГ-280 М кукурузы на зерно.

Для получения урожайности в 75 ц/га необходимо:

  1. Придерживаться технологической дисциплины при выращивании.
  2. В комплексе использовать названные выше факторы интенсификации.
  3. На каждый гектар посевной площади вносить 30 тн. органических удобрений на гектар и 115,39 кг. действующего вещества минеральных удобрений на гектар.
  4. Ежегодно иметь для посева на площади в 911 га высококачественные семена в объеме 164,33 ц семян элиты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Растениеводство. Под ред.П.П. Вавилова, - 5-е изд. - М.: Агропромиздат, 1986.
  2. Кожушко Н.С. Сортовий та насіннєвий контроль польових культур: Учбовий посібник. - Суми: ССГІ, 1996.
  3. Сільське господарство Сумської області: Стат. збірни

В экзаменационной работе используются разные типы заданий со свободным ответом. Во второй части задания ЕГЭ 35 задание с двумя элементами ответа относятся к заданиям повышенного уровня сложности, предполагают развернутый ответ с двумя элементами и оцениваются от 0 до 2 баллов максимально. Это практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях.

Практика проведения ЕГЭ по биологии и анализ ответов испытуемых позволили выявить наиболее часто допускаемые, типичные ошибки. В ходе исследований были не только выявлены и классифицированы ошибки, но и установлены причины. По которым школьники их допускают.

1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению.

2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.

3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.

4. В заданиях со свободным ответом использование второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу.

Примеры практикоориентированных заданий в материалах ЕГЭ разных лет

1. Инсулин гормон белковой природы – регулирует содержание сахара в крови, при недостатке в организме человека его вводят в виде инъекций. Почему его нельзя принимать в форме капель или таблеток?(1. В органах пищеварения инсулин в таблетках или каплях с до аминокислот, которые всасываются в кровь. 2. Регуляторную функцию инсулин проявляет только сохраняясь в виде белка)

2. Из клубня картофеля вырезали кубик и поместили в дистиллированную воду. Как изменяться размеры этого кубика? Ответ поясните. (1.Размеры кубика из клубня картофеля немного увеличатся. 2.Из-за разности концентрации растворов в клетках и окружающей среде, вода начнет поступать в клетки, увеличивая их объем.)

3. Для получения лекарственных препаратов используют некоторые бактерии и плесневые грибы. Какие особенности этих организмов лежат в основе их использования? (1.Некоторые бактерии и грибы в процессе своей жизнедеятельности выделяют антибиотики и гормоны. 2.Они не требовательны к условиям жизни и быстро размножаются)

4. Почему врачи рекомендуют использовать в пищу йодированную поваренную соль? Объясните какие нарушения возникают в организме при недостатке йода? (Йод необходим для синтеза гормона тироксина в организме человека. 2.При недостатке йода в пище уменьшается выработка гормона тироксина, развивается заболевание щитовидной железы)

5. Какие особенности питания и образа жизни земноводных позволяет привлекать их для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений? Как называется такой способ борьбы? (1.Земноводные ночные хищники, питаются слизнями, насекомыми и их личинками. 2.Такой способ борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений называется биологическим)

6. Назовите возможные причины концентрации кислорода в нижних слоях атмосферы в настоящее время. (1.Сокращение зеленого покрова земли в результате вырубки лесов и гибель фитопланктона из-за загрязнения Мирового океана. 2.Увеличения объема расходования кислорода в промышленности и при использовании транспортных средств)

7. Растение кукуруза имеет два типа соцветий початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? (Початок состоит из женских цветов, в которых образуются плоды зерновки. 2.Метелка состоит из мужских цветов, которые участвуют в оплодотворении)

8. Крахмал – полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Какую он функцию выполняет и как его можно обнаружить в клетках картофеля? (1.Крахмал является запасным питательным веществом, выполняя энергетическую функцию. 2.Его можно обнаружить, если нанести на срез картофеля капельку йода – появится синяя окраска)

9. Почему в популяциях сохраняются вредные генные мутации. Каково значение этих мутаций для эволюции? (1.Многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяции у гетерозигот 2.В измененных условиях вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными и привести к возникновению новых адаптаций или появлению новых видов)

10. По каким признакам можно определить венозное кровотечение? (При венозном кровотечении кровь имеет темно-красный цвет. 2. Кровь вытекает из раны ровной струей. Без толчков.)

11. Почему в настоящее время к экологическим проблемам относят кислотные дожди и озоновые дыры? Ответ обоснуйте. (1.Кислотные дожди обедняют видовой состав экосистем вызывая гибель ряда видов. 2.Озоновые дыры пропускают ультрафиолетовое излучение, что вызывает вредные мутации у растений и животных)

12. Объясните, почему лейкоциты играют важнейшую роль в иммунных реакциях организма. Где они образуются? (1.Лейкоциты вырабатывают антитела и участвую в фагоцитозе. 2.Они образуются в красном костном мозге, тимусе, селезенке и лимфатических узлах)

13. В какой области научно-практической деятельности человек применяет анализирующее скрещивание и с какой целью? (1. Применяет анализирующее скрещивание в селекции растений и животных. 2.При выведении новых сортов растений и животных, если необходимо выяснить генотип доминатной особи)

14. К каким глобальным изменениям на Земле может привести “парниковый эффект”? Приведите 2 примера. (1.Повышение температуры воздуха, изменение климата. 2.К таянию ледников и затоплению части суши, уменьшению биоразнообразия)

15. Яйценоская порода кур легорн несет яйца почти круглый год – свыше 300 яиц в год, в отличие от диких банкивских кур. Как селекционеры добились таких результатов. Ответ поясните. (1.Селекционеры отбирали кур с высокой яйценоскостью (результат искусственного отбора) 2.Кур с высокой яйценоскость скрещивали между собой, для закрепления этого наследственного признака)

16. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае. (1.Флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью. 2.При вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона).

17. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? (Ферменты теряют свою активность при повышении уровня радиации. Объясните, почему?) (1.Большенство ферментов – белки. 2.Под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента)

18. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы. Возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию? (1.В скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой. 2.Споры сохраняются длительное время жизнеспособность, попав в благоприятные условия организм человека или животного, вызывают заболевание.)

19. В древней Индии подозреваему в преступлении прелагали проглотить горсть сухого риса. Если ему не удавалось, виновность считалось доказанной. Дайте физиологическое обоснование этому процессу. (1.Глотание – сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка. 2.При сильном волнении резко тормозиться слюноотделение, во рту становиться сухо, и глотательного рефлекса не возникает.)

20. В настоящее время в птицеводстве нашли широкое применение гетерозиготные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач. Как их выводят? (1.Бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом, они быстро набирают массу. 2.Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса)

21. Составьте пищевую цепь, используя все названные объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумент третьего порядка в составленной цепи. (1.Перегной – комнатная муха – паук-крестовик – большая синица – ястреб. 2.Консумент третьего порядка – большая синица.)

22. В чем особенность питания сапрофитных бактерий? Почему при их отсутствии жизни на Земле была бы невозможна? (1.Сапрофиты бактерии – редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических. 2.Разлагая органические вещества, они обеспечивают круговорот химических элементов в биочсфере.)

23. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными? (1. Щука и окунь являются хищниками, питаются сходной пищей. 2.Обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных условиях жизни, взаимно угнетают друг друга.)

24. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах малого круга кровообращения у человека. Какая кровь при этом образуется? (1.В крови увеличивается содержание кислорода, уменьшается содержание углекислого газа. 2.Кровь из венозной превращается в артериальную.)

25. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? (1.Уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними. 2.Большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.)

26. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему? (1.В соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет плазмолиз, и клетки потеряют тургор. 2.Нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.)

27. Какие особенности сустава делают его прочным? (1.Внутрисоставные связки стягивают суставные поверхности костей. 2.Кости в суставе объедены суставной сумкой, внутри которой поддерживается давление ниже атмосферного.)

28. Смородину, выращиваемую на приусадебных участках, как правило, размножают вегетативным способом. Какая часть растения обычно при этом используется и какие корни и корневая система при этом развиваются? (1.Смородину размножают стеблевыми черенками или отводками. 2.На черенках или отводках развиваются придаточные корни, которые формируют мочковатую корневую систему.)

29. Растения в течении жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните. (1.Испарение, обеспечивающие передвижение воды и растворенных веществ и защиту от перегрева. 2.Фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества.)

30. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения. (1.У голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет цветков и плодов, а семена развиваются на чешуйках шишек. 2.Орешек – плод покрытосеменных растений, а название “кедровые орешки” условно. Оно связано стем, что семена сибирской сосны имеют плотные деревянистые покровы, выполняющие защитные функции)

31. Какие растения могут вызывать заболачивание леса. Объясните почему? (1.Заболачивание вызывают мхи, например сфагнум. 2.У сфагнума имеются клетки, которые способны накапливать много воды.)

32.Чем объяснить, что у некоторых цветковых растений пыльца созревает раньше, чем раскрывается рыльце пестика? (1.Созревание пыльцы раньше пестика объясняется приспособлением растений к самоопылению или опылению ветром. 2.Если бы было наоборот опыление не происходило.)

33.Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.Клетка сморщится.)

34.В естественных условиях луга обычно зарастают лесом. Объясните, почему в условиях постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. (1.В условиях постоянного ведения сельского хозяйства луга постоянно выкашиваются людьми, что сопровождается уничтожением подроста деревьев и кустарников. 2.На лугах происходит постоянный выпас домашнего скота, который уничтожает подрост, приводит к вытаптыванию растений.)

35.Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему. (1.Сапрофиты – редуценты, они разрушают органические вещества до минеральных, участвуют в круговороте веществ в биосфере. 2.Выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.)

37. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объёму выпитой за это же время жидкости? (1. Часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2. Часть воды испаряется через органы дыхания и через потовые железы.)

38. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? (1. Лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2. лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определённые антигены.)

39. В листьях растений интенсивно протекает фотосинтез. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. (1. Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2. По мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.)

40. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах? (1.Первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 2. Матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.)

41. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы. Почему их называют “придонными фильтрами”? (1. Беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками; 2. Пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.

42. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ растению? Ответ поясните. (1. Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2. Восходящему току растения способствует корневое давление, оно возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

43. В ХVII веке голландский учёный Ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. (1. Масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза; 2. В процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ)

44. Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.В результате клетка сморщится.)

45. Все клетки растения содержат одинаковое количество хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная об опылении растений. (1. После опыления происходит оплодотворение, в котором участвуют гаметы 1n, 2. При слиянии гамет образуется зигота 2n из которой развивается новое растение.)

46.К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары на территории России? (1. К полному уничтожению некоторых видов животных и растений. 2.К изменению структуры биогеоценоза, нарушению облика ландшафта.)

“Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха”.
Дейл Карнеги

Успехов Вам в подготовке к ЕГЭ!

Литература.

1.Научно-популярный журнал “Биология для школьников”. ООО “Школьная пресса”

2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2007 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2011

3. 2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2008 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2012

4. 3. 2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2009 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2013

5.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2010 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2014

6.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2010 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2015

7.Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова. Биология Решение сложных заданий Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Москва “Интеллект-Центр” 2014

«Два капитана Каверин» - Два капитана. Мария» из Петербурга во Владивосток. Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях… Саня попадает сначала в распределитель для беспризорников, оттуда - в школу-коммуну. Содержание романа.

«Интерференция двух волн» - Волны от разных источников не являются когерентными. Бритва удерживается на воде поверхностным натяжением нефтяной пленки. Назовите оптическое явление. Интерференция света. Просветление оптики. Опыт Томаса Юнга. Интерференция. Интерференция механических волн звука. Разность хода волн зависит от толщины пленки.

«Биология Соцветия» - Примула сныть. Простые(на главной цветки – по одному). Соцветие – группа цветков, расположенных на цветоносе в определенном порядке. Вишня. Бактерии. Сирень. Грибы.Лишайники. Сложный колос. Сныть. Морковь. Примула. В чем биологическое значение соцветий? Сложная кисть (метелка). Зонтик. Простой колос.

«Толстой Два брата» - Я готов к работе. Семья Л. Н. Толстого. Каждый сам в жизни выбирает свою дорогу. Я хочу учиться. Нет худа без добра. Кому что на роду написано. Подле-возле (около). Сейчас я начну учиться. Работа над 1- ой частью сказки. Познакомимся с творчеством Л.Н. Толстого и произведением « Два брата». Л. Н. Толстой участвовал в обороне Севастополя.

«Линейное уравнение с двумя переменными» - Определение: Приведите примеры. -Какое уравнение с двумя переменными называется линейным? Равенство, содержащее две переменные, называется уравнением с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Алгоритм доказательства, что данная пара чисел является решением уравнения: -Что называется уравнением с двумя переменными?

«Разложение вектора по двум неколлинеарным» - Тогда р = уb , где у – некоторое число. Геометрия 9 класс. Доказательство: Пусть а и b - неколлинеарные векторы. Доказательство: Докажем, что любой вектор р можно разложить по векторам а и b. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Пусть р коллинеарен b .

Рассмотрите рисунок. Выскажите свое предположение о том, как опыляется цветок такого строения. Пользуясь рисунком, приведите не менее трёх обоснований, подтверждающих ваше мнение.

Ответ

Цветок опыляется ветром. Доказательства:
1) Длинные тычиночные нити выносят пыльники далеко за пределы цветка, чтобы пыльца лучше рассеивалась ветром.
2) Многочисленные волоски на рыльце пестика увеличивают поверхность улавливания пыльцы.
3) Лепестки отсутствуют, потому что не надо привлекать насекомых. Отсутствие околоцветника делает пестик более доступным для пыльцы, приносимой ветром.

В тропиках преобладают насекомоопыляемые растения, ветроопыляемые же виды встречаются относительно редко. Почему в тропических лесах мало ветроопыляемых растений?

Ответ

Потому что тропические леса очень густые, там практически нет ветра.

В цветках ветроопыляемых растений, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. С чем это связано?
= Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

Ответ

Опыление до распускания листьев происходит для того, чтобы переносимая ветром пыльца не оседала на листьях. Большое количество пыльцы у ветроопыляемых растений связано с тем, что много пыльцы теряется, потому что ветер может унести пыльцу в любое место. Для того, чтобы гарантировать опыление, ветроопыляемые растения должны делать больше пыльцы, чем насекомоопыляемые.

Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке и часть початка иногда не заполнена зернами?

Ответ

Початок – это женское соцветие, состоящее из пестиков, метелка – мужское, состоит из тычинок. Плоды образуются только из пестиков. Кукуруза опыляется ветром, если опыление не происходит, то часть початка оказывается не заполненной зернами.

Каково значение различных цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные?

Ответ

Трубчатые цветки, находящиеся в центре соцветия, образуют семена. Ложноязыяковые и воронковидные цветки, располагающиеся по краю, привлекают опылителей. Язычковые цветки выполняют обе эти функции.

Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?

Ответ

Для насекомых: они получают из цветков питание (нектар). Для растений: насекомые, в отличие от ветра, точно доставляют пыльцу на следующий цветок, обеспечивая перекрестное опыление.

Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?

Ответ

Из цветков образуются плоды с семенами. Многие плоды служат пищей для животных, семена необходимы для размножения растений.

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Цветок - орган размножения покрытосеменных растений. 2. Цветок представляет собой видоизменённый лист. 3. Функции цветка - это половое и бесполое размножение. 4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой. 5. В цветке имеются пестики и тычинки.

Ответ

2. Цветок представляет собой видоизмененный побег.
3. Функция цветка – половое размножение.
5. В двуполых цветках имеются пестики и тычинки, в однополых – только пестики или только тычинки, бывают бесполые цветки (например, у сложноцветных).

Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: