Карамзин наталья боярская дочь ключевые эпизоды. Сочинение на тему «Сюжет и проблематика повести н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь

Несложности сюжетной линии соответствует ограниченное число действующих лиц. Перед нами проходят добрый «сказочный» царь, его добродетельный приближенный – боярин Матвей, его дочь, ее возлюбленный и ее няня. Но при ограниченном количестве персонажей не все они раскрыты в повести с одинаковой полнотой. Повесть «Наталья, боярская дочь» сравнительно невелика и не очень богата событиями «внешнего» характера, так как основной интерес автора сосредоточивается на событиях «внутренних», психологических. Однако повесть, как бы сама собой, делится на две части, отличающиеся характером содержания и в особенности темпом развертывания в них действия.

Создавая «Наталью, боярскую дочь» в новом жанре «сентиментальной повести», Карамзин вместе с тем не порывает связей с предшествующей и современной ему литературной традицией. В некоторых случаях писатель еще остается в пределах традиции, чаще преодолевает ее, Но именно поэтому повесть так органично вписывается в общую картину историко-литературного процесса.

Карамзин набрасывает яркую картину опустевшей Москвы, где, после выступления русских воинов против врага, остались лишь слабые старцы да женщины: «Увы! какая пустота в столице российской. Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские». Но уже в «Письмах русского путешественника» встречаются картины такого же характера (хотя и не на русском материале), а в «Бедной Лизе» имеются попытки исторической живописи на материале отечественной истории. Описывая Симонов монастырь, Карамзин представляет взору читателя «изображение чудес, в сем монастыре случившихся,- там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ богоматери обращает неприятелей в бегство. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества – печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях».

Конспект урока по литературе

Аудитория : 6 класс.

Тип урока : комбинированный урок

Тема : Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Портрет Натальи.

Цели урока :

    обучающие: дать представление о Н.М. Карамзине, научить видеть художественные средства и фактический материал в тексте произведения

    развивающие: развивать умение видеть главное, анализировать текст, овладевать художественными образами

    воспитательные: формировать нравственный образ девушки, воспитывать уважение к чувствам, к семье.

Задачи урока :

    познакомиться с биографией Н.М. Карамзина

    ответить на вопросы по произведению

    «нарисовать» внутренний мир персонажа

Ход урока

Этап

Что делает учитель

Что делают ученики

Ожидаемые результаты

Организацион-

ный этап

(2 минуты)

Здравствуйте ребята, приготовьте, пожалуйста, учебник по литературе, а так же тетради

Готовят всё необходимое для работы

Организация учебного пространства

Вступительное слово учителя, выступление ученика

(15 минут)

Дома вы читали повесть “Наталья, боярская дочь”. Её автор - Николай Михайлович Карамзин.

Сейчас <фамилия, имя> нас познакомит с биографией этого писателя. Ваша задача - внимательно прослушать сообщение и записать ключевые даты.

Выступление ученика с сообщением и презентацией.

Класс записывает ключевые даты, информацию об авторе.

Записи в тетради

Основной этап, рассмотрение образа Натальи.

(25 минут)

Повесть названа “Наталья, боярская дочь”, это свидетельствует о том, что писателя в большей степени занимала жизнь сердца, история жизни и любви героини.

Вот сегодня мы и остановимся на этой теме. Итак, тема нашего урока “Жизнь сердца”.

Записывайте вопросы, на которые мы отвечаем, и краткий ответ, можете подчеркивать карандашом отрывки из текста.

    В какой атмосфере проходит детство Натальи? Приведите примеры из текста.

    Прочитайте, как Наталья проводит время. Что мы можем сказать о внутреннем мире человека, который так себя ведёт?

Давайте подведём небольшой итог. Что же формировало характер Натальи? Запишите.

    тёплая атмосфера в семье

    красота природы

    молитвы, службы в церкви

    рукоделие

    невинные забавы - прогулки, игры, песни

4. Изменилась ли Наталья в какой-то момент? Что поменялось в её настроении, характере? Прочитайте.

5. Понимала ли она, что с ней происходит? Найдите слова, характеризующие состояние героини.

У неё богатое воображение, ведь образ её возлюбленного создавался не на героях книг или фильмов, а силой её воображения.

И потому, когда в церкви она встретилась взглядом с “прекрасным молодым человеком”, “сердце сказало ей: “Вот он!”

6. Прочитайте, что испытывает Наталья, когда сердце сказало ей: “Вот он!”

8. Вы заметили, что рядом с героиней постоянно присутствует автор? Он постоянно обращается к читателю.

Прочитайте его предостережения.

9. Как через эти слова предстает характер Натальи? Прочитайте слова, которые показали бы сильную его сторону.

10. В каком ещё поступке раскрывается Наталья как женщина смелая и преданная?

11. Что, по-вашему, лежит в основе её столь решительных поступков?

12. Вернемся к повести и вспомним, что во время обряда венчания обещал им престарелый священник.

Сбылось ли это?

    Рассказывают об отце, матери, няне.

«Любовь народная, милость царская были наградою добродетели старого боярина.<...> Уже давно оплакал он мать ее, которая заснула вечным сном в его объятиях <…> в юной Наталье увидел он новый образ умершей, и, вместо горьких слез печали, воссияли в глазах его сладкие слезы нежности.» / «будила она свою няню, верную служанку ее покойной матери. «Вставай, мама! - говорила Наталья. - Скоро заблаговестят к обедне». Мама вставала, одевалась, <…> прелестницы жемчужною повязкою.

    Ряд эпитетов: “юная кровь, разгоряченная ночными сновидениями”, “нежные щеки”, “алейший румянец”, “белое лицо”, “черные, пушистые ресницы”). Яркие краски: “темно-кофейные волосы” - “белая грудь”. “черные ресницы” - “алейший румянец на белом лице”. Противопоставление: темный – белый, черный -алейший. Сравнения: цветы в поле - красавицы Москвы, роза всех прекрасней - Наталья была всех прелестней

Отношение к природе характеризует Наталью как девушку с богатым внутренним миром, тонко чувствующую натуру.

    Наталья во многом переменилась – стала не так жива, не так резва … иногда задумывалась … не находила ни в чем прежнего удовольствия … красавица вздыхала и томилась”

Появилась потребность любить, любить, любить!”

    не умела дать отчёта в своих новых чувствах” , “не понимала сердечных своих движений”, “не знала, как толковать сны”, “не знала, чего желала”

    Она потупила глаза свои, но ненадолго; снова взглянула на красавца, снова запылала в лице своём и снова затрепетала в своём сердце”.

“… чувствительная боярская дочь не хотела ни пить, ни есть, перестала спать и насилу ходить могла….Только по ночам лились слезы её на мягкое изголовье”

    «Вошел первый человек – не он! Вошел другой – не он! Третий, четвертый – все не он! Вошел пятый, и все жилки затрепетали в Наталье – это он, тот красавец, которого образ навсегда в душе её впечатлелся! От сильного внутреннего волнения она едва не упала и должна была опереться на плечо няни своей.» Когда встреча состоялась, в глазах влюблённых “изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце»

    “…не сомневайтесь в истине; не сомневайтесь в силе того взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные”

Если бы все люди, сколько их было тогда в русском царстве, в один голос сказали Наталье: “Алексей-злодей!”, она бы с тихою улыбкою отвечала им: “Нет!.. Сердце моё знает его лучше, нежели вы, сердце мое говорит, что он всех любезнее, всех добрее”

    В этом поступке раскрывается характер Натальи: она решительна, мужественна: “на лице её видны были знаки сильных душевных движений, но не сомнения, не колебимости – ибо она решилась”, зная наверняка: “милый душе её не может быть злым человеком!”

    Когда Алексей решился ехать на войну со “свирепыми литовцами”, которые “ восстали на Русское царство”.

    Любовь к Алексею.

При венчании обещанное старым священником “благополучие в жизни” стало реальностью. Именно так заканчивает автор свое повествование.

Записи в тетради, поиск информации в тексте, анализ внутреннего мира персонажа.

Подведение итогов. Домашнее задание.

(3 минуты)

Поделимся впечатлениями: какие слова, с помощью которых автор описал Наталью, наиболее запомнились вам?

Обозначьте ключевые слова, которые мы часто упоминали в сегодняшней беседе.

Дома письменно ответьте на вопрос «Достоин ли Натальи её возлюбленный?» Докажите примерами из текста, почему.

Зачитывают подчеркнутые примеры из текста, называют слова (типа чувство, сердце, душа, любовь).

Обобщение полученных знаний, выделение ключевых слов произведения.

Жанровая направленность произведения представляет собой историческую оду в стиле сентиментализма, в которой поднимаются вопросы, связанные с человеческими взаимоотношениями в проявлениях любви, национальных патриотических традиций и порядочности.

Главным персонажем повести является Наталья, представленная в образе боярской дочери овдовевшего Матвея Андреева, служащего царским советником, состоятельного, умного и порядочного человека.

Героиня изображается автором восемнадцатилетней девушкой необыкновенной красоты, отличающейся темными глазами, нежной румяной кожей, длинными ресницами. Помимо красивой внешности героиня обладает внутренней душевной привлекательностью, проявляющейся в ее невинных и благовоспитанных характерных качествах, при этом Наталья не является грамотным человеком, освоившим чтение и письмо. Увлечением Натальи является рукоделие, вышивание, шитье.

Сюжетное действие повести разворачивается в период правления царя Алексея Михайловича, изображенного в виде картины идеального монархического строя, при котором царь беспокоится о благополучии своего народа.

Завязкой сюжетной линии становится случайное столкновение героини с молодым человеком в лице Алексея Любославского, наследником боярина, находящегося в опале, являющегося добрым, храбрым и мужественным юношей, ставшего впоследствии мужем Натальи, заключившей с возлюбленной тайный брак.

Во время начавшихся военных действий с литовцами молодые люди принимают участие в сражениях, при этом Наталья переодевается в мужскую одежду. Смелость, отвага и любовь к родине дают им возможность получения царского прощения, а также прощения батюшки Натальи.

Средствами художественной выразительности в повести представляются многочисленные перифразы, сравнения, эмоциональные тропы, позволяющие автору выразить собственное отношение к происходящим событиям, а также использование субстантивированных прилагательных и эпитетов, лишенных реального содержания, подчеркивающие языковые и стилистические особенности произведения.

повести заключается в изображении писателем чести и достоинства русского человека.

2 вариант

Повесть «Наталья, боярская дочь», стоит несколько особняком от прочих произведений Карамзина, но, несмотря на это, данный труд затрагивает самые разные нравственные вопросы, которые и по сей день волнуют читателей.

Основной темой произведения является вопрос человеческой чести. Данная проблематика связана с образом одного из главных героев произведения Алексеем Любославским. Мы узнаем, что отец молодого человека был несправедливо изгнан из Москвы, и долгое время ему вместе со своим сыном приходилось жить среди поданных Магомеда. Но вскоре отец умирает, и юноша уходить жить в леса, где он сражается с дикими животными и мечтает вновь перебраться в Москву.

Вскоре Алексей находит себе жену. Но в один прекрасный день до них приходит известие, что Москва терпит нападение литовцев. Алесей, недолго думая, решает поехать на войну и защитить свою страну, тем самым доказать царю, что Любославские все так же любят своего предводителя и готовы отдать жизнь за свою родину.

И Алексей действительно принимает участие в войне, и даже более того, приносит победу русскому войску. После битвы Алексей бросается в ноги к царю и начинает умолять его о восстановлении чести своего несправедливо опороченного отца. Царь, уже к тому моменту знавший о ситуации в семье Любославских, прощает отца Алексея.

Также Алексей признается в еще одном тяжком преступлении. Он рассказывает царю о том, что он украл дочь боярина Матвея Андреева из ее родительского дома. Царь, в свою очередь, понимая, что перед ним стоит достойный сын своего Отечества, благословляет брак влюбленных. С ним соглашается и Матвей Андреев, и более того, называет Алексея своим сыном.

В конце повести мы узнаем, что Алексей с Натальей прожили долгую, счастливую жизнь, и ни одна беда не могла разлучить влюбленных. Отличительной чертой семьи стала безукоризненная любовь к своему государю и неистовая преданность государству. За свои подвиги, Алексей был удостоен особой царской милостью.

По мнению Карамзина, вопрос чести совершенно неотделим от темы служения государству и государю. Только тот по-настоящему благороден и честен с собой, кто готов умереть за своего царя, кто без каких-либо вопросов бросится в битву, если того требует родина.

Персонаж Алексея Любославского полон черт, присущих настоящему сыну России. Ему не чужды доблесть, мужественность и смелость. Он свято чтит традиции своих предков, он порядочен в отношениях с близкими людьми, он честен с самим собой. Именно поэтому, по мнению писателя, его жизнь столь удачна, ведь порядочность должна быть несомненна награждена.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Примеры раскаяния из жизни

    Раскаяние – это осознание своей ошибки и сожаление о том, что уже сделано. Как часто люди ошибаются, никто от этого не застрахован. Однако, ошибки бывают разные: бывают мелочи, которые простил и забыл; а бывают серьезные ошибки

  • Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности (А.С. Пушкин) Итоговое сочинение

    Преемственность поколений – один из важных элементов, связывающих общество воедино, позволяющих людям эффективно взаимодействовать друг с другом.

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Чему посвящен рассказ Муму и против чего направлен сочинение 5 класс

    И.С Тургенев, известный русский писатель написал грустный рассказ «Муму» , в котором в главной роли крепостной крестьянин – Герасим. Он вырос и живёт в деревне. Именно о его нелёгкой судьбе нам приходится прочесть.

  • Сочинение Почему я хочу стать учителем

    Когда мне исполнилось десять лет, особый интерес у меня стали вызывать ребята младшего возраста. Как правило, к нам часто приезжали родственники отца, у которых было трое маленьких детей - мои сводные братья и сестры.

Главные герои повести — боярская дочь Наталья и Алексей Любославский.

Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с вра-гами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вме-сте по любви.

Алексей доверил Наталье тайну, что он сын оклеветанного и несправедливо осуждённого боярина Любославского, бежавшего за пределы Отечества. Алексей не был уверен, что царь отнесётся к нему снисходительно, и поэтому жил отшельником и никому не рассказывал, кто он такой.

Влюблённым помогла няня Натальи, соблазнившаяся подар-ками от Алексея, а также старый священник, согласившийся, ни-чего не спрашивая, тайно их обвенчать. Без их помощи у моло-дых людей ничего бы не получилось.

Наталья была очень красивой восемнадцатилетней девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была честной, доброй и простодуш-ной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночест-ве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить ост-рые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из до-ма, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее. Материал с сайта

Алексей был сыном репрессированного боярина, бежавшего в своё время из страны и после смерти отца на свой страх и риск тайно вернувшегося обратно. Это говорит о большой любви к ро-дине и смелости. Он сразу почувствовал незаурядность Натальи и проявил большую настойчивость, чтобы добиться своего. Он ис-кал случая отличиться так, чтобы с полным правом предстать пе-ред глазами царя, и участие его в войне этому способствовало. Наверное, он был очень порывистым и энергичным человеком, не любил бездействовать и искренне выполнял свой долг так, как он его понимал. Кроме этого он был талантливым рисовальщиком, что для человека его ранга было совсем нетипично.

И Алексей, и Наталья были очень эмоциональны, и многие поступки совершали под влиянием эмоций. Но их эмоции были благородны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • карамзин наталья боярская дочь главные герои
  • какую тайну доверил алексей наталье
  • план к рассказу н.карамзин " наталья, боярская дочь"
  • наталья боярская дочь анализ
  • урок по карамзину наталья боярская дочь

Повесть «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого. Позднее критик Резанов будет описывать «карамзинское течение» как «тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической».
Действие повести «Наталья, боярская дочь происходит в прошлом, в эпоху царствования Алексея Михайловича. В то время, по мнению автора, «русские были русскими». Люди того времени жили в идиллическую пору чувствительности, еще не утраченную людьми. Основной сюжетной линией является развитие любовных отношений дочери добродетельного Матвея Андреева Натальи и Андрея, сына опального боярина Любославского.
Карамзин знакомит читателя со своей лирической героиней Натальей, начиная с подробного описания внешности. Для создания более полного и реалистического портрета писатель использует различные художественные приемы. Так, например, в описании применяются средства устного народного сказа: «много цветов в поле, в рощах, на лугах зеленых, но нет подобного розе…». Также обращают на себя внимание контрастные зрительные эпитеты: белое лицо и черные пушистые ресницы, «волосы, как темно-кофейный бархат» и т. д.


Доселе спокойная девическая жизнь Натальи встревожена тем, что героиня почувствовала «некоторую томность, некоторую грусть в душе своей». Вскоре, зимой у обедни Наталья встречает свою любовь – Алексея Любословского. После первой встречи Наталья испытывает желание вновь увидеть незнакомца. И скоро они вновь встречаются, а затем, Алексей, подкупив няньку, является в дом прекрасной Натальи. Идиллическое спокойствие начала повести нарушается, дальнейшие события развиваются стремительно. Наталья с возлюбленным тайно покидают родительский дом и венчаются. Карамзин большое внимание уделяет внутренней борьбе Натальи между любовью к Алексею и дочерним долгом. Понимая, что совершит большой грех, героиня сбегает из отцовского дома без благословления. Но появившееся чувство вины не дает Наталье насладиться счастьем. Для того, чтобы подчеркнуть смятение в сердце героини, писатель использует такие слова, как грех, церковь, образ, благословение.
Долгое время Наталья и ее возлюбленный скрываются в лесу, затем опальный Алексей и переодетая в мужское платье Наталья сражаются на войне, заслуживая себе прощение. В конце повести вновь воцаряется спокойствие: герои возвращаются в объятия отца Натальи, боярина Матвея.
Такие романы пользовались большой популярностью у русских читателей в середине и во второй половине 18 века. Отличает поветь Карамзина от произведений такого рода наличие глубокого нравственного смысла, стремление автора пробудить у читателя сочувствие к изображенным героям, сопереживание их бедствиям, радость о добродетельных и сожаление об ошибочных поступках.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: