Делить предложения на слоги дошколята. Конспект занятия по обучению грамоте «Слог

Лилия Бондаренко

Развивающая дидактическая игра «Делим слова на слоги »

Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Комментирование своих действий - способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря , формированию грамматического строя речи, и т. д.

Для работы по обучению грамоте, необходим постоянный поиск эффективных методов и пособий, способствующих развитию навыков звукового и слогового анализа слова . Чтобы повысить интерес детей к развитию навыков слогового анализа слова , создала пособие " Делим слова на слоги ".

Актуальность : cреди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста, одним из наиболее распространенных и представляющих значительную сложность для коррекционной работы является нарушение слоговой структуры слов . Игра – тренажер «Раздели слова на слоги » предназначена для развития и отработки умения делить слова на слоги .

Цель : предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников .

Задачи : развитие умения делить слова на слоги ; развитие устойчивости внимания, приемов анализа, самоконтроля, мелкой моторики и позитивного отношения к учебной деятельности.

Игра – тренажер может использоваться на фронтальных, индивидуальных коррекционных занятиях.

Эффективность и практическая значимость : задания носят игровой, занимательный характер, разработаны с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Одновременно с выполнением игровых заданий, самим действием деления слов на слоги дошкольники осваивают способы контроля за правильностью своих действий.

Материал : карточки - предметные картинки со схемами слоговой структуры .

Игровые действия : к схемам слоговой структуры (один, два, три слога ) дети выбирают подходящие предметные картинки, проверяют вслух количество слогов и соединяют картинку с нужной схемой. Победит тот, кто первым справится с заданием.

Публикации по теме:

«Слоги». Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС до «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО» СТАРШАЯ ГРУППА Апрель 1 неделя.

Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Пояснительная записка. Цель игры: закреплять навыки счета в пределах десяти. Задачи: закреплять умение сравнивать числа в пределах десяти.

Конспект урока по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Ударение» Конспект урока по обучению грамоте. Тема: Деление слов на слоги. Ударение. Цель урока: научить учащихся делить слова на слоги; формировать.

Дидактическая игра «Собери слова и отгадай загадку» Дидактическая игра «Собери слова и отгадай загадку» Цель: развитие навыков складывание слов из букв, навыков чтения, развитие мыслительных.

Конспект ООД «Звуки [ш] - [ж]. Буквы Ш - Ж. Слоги ШИ - ЖИ» Задачи: коррекционно-образовательные: Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [ш] и [ж]. Развивать навыки звукобуквенного.

Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
- Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
- Какой это лес?
- И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
- Какие лисята?
- Что они любят делать?
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги.
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
(Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
- Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
- Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши, ши, зи, корзина, да, вода, игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
(В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)


Итог занятия
-Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги)
- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?
- Кто без ошибок справился со всеми заданиями?
- Прикрепите на «Дерево успехов» свой осенний листок – красный – всё получилось, жёлтый – не всё получилось.

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз - дник, солн-це.

"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать, а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл... , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.

Конспект занятия в подготовительной группе по

обучению грамоте на тему: «Слог».

Д/с №87 Приморского района

Воспитатель: Тетерина И.Ю.

Санкт-Петербург

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цели:

  • Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
  • Формировать умение делить слова на части - слоги.

Задачи:

Познавательное развитие.

  • Закреплять знания по лексическим темам: «Звери», «Домашние животные», «Птицы».

Речевое развитие.

  • Развивать способность определять первый звук в словах.
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
  • Развивать способность делить слова на слоги и подбирать слова с заданным количеством слогов.
  • Закреплять умение проводить анализ предложения и составлять графическую схему к нему.
  • Закреплять знания о героях русских народных сказок.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  • Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Материал и оборудование: рисунки персонажей к сказке «Три медведя», предметные картинки с изображением животных, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, карточки-заготовки для составления слов из слогов, полоски-символы предложения (демонстрационные и индивидуальные, буквы), магнитная доска.

Ход занятия.

1 . Оргмомент .

Психогимнастика.

Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.

2. Сообщение темы занятия .

Ребята, послушайте загадки:

а) Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок,

Пятачок - дырявый,

А крючок - вертлявый.

(Свинья.)

б) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко.

(Лось.)

В) Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц.

(Ослик.)

Г) Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых Дней.

(Грач.)

Картинки - отгадки выставляются на магнитную доску.

Ребята, на какие группы можно разделить этих животных?

(домашние животные, птицы, звери.)

Расставьте эти картинки по группам. Почему вы считаете, что «лось» - дикое животное? Где живёт лось? Кто знает, чем питается он, чем лечится? Как нужно себя вести в лесу? Определите и назовите первые звуки в названии этих животных. Дайте характеристику звукам. (Дети выполняют задание и обозначают звуки буквами. На магнитной доске из звуков [с], [л], [о], [г] выкладывается буквами слово)

Прочитайте слово, которое получилось (слог ). Мы с вами угадали тему сегодняшнего занятия.

З. Беседа о слоге .

Слова можно разделить на части - слоги. Давайте попробуем произнести слово «корова» частями: КО-РО-ВА. Сколько частей в слове «корова»? (Три.) Назовите первую часть, вторую, третью. Сколько гласных звуков в слове «корова»? (Три.) Аналогично проводится работа со словом «коза». Проведя наблюдение, дети приходят к выводу, что, сколько в слове гласных звуков - столько и слогов. Разучивается четверостишие:

Сколько в слове гласных

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Слова можно прошагать (показ) или прохлопать. Например: лиса, пе-тух, волк, мед-ведь, ля-гуш-ка. (Дети выполняют действия.)

Составьте звуковую схему к слову «волк». (Дети, используя индивидуальные карточки для звукового анализа, составляют схему.)

Сколько слогов в слове «волк»? (Один.) Докажите.

Ребята, скажите, лиса, петух, волк, медведь, лягушка - это герои каких сказок? (Русских народных.)

На магнитную доску выставляется сюжет сказки «Три медведя».

Дети угадывают сказку.

В каких еще русских народных сказках можно встретить медведя? («Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь».)

Кто объяснит, почем медведя так назвали? (медом ведает, т.е. знает, где мед.)

К какой группе относится медведь? (звери.)

Какие виды медведей вы знаете? (бурые, белые, черные.)

4. Физминутка.

Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.

5. Упражнение в делении слов на слоги. Работа над предложением .

Ребята, составьте предложение по картинке. (Дети составляют предложение: Медведь спит в берлоге .)

Сколько слов в предложении? (Четыре.) Назовите маленькое слово. («в».) как называется это слово? (предлог.)

Составьте графическую схему к предложению. (Дети составляют схему)

Распространите предложение. (Зимой медведь спит в берлоге.)

Сколько слов в предложении? Составьте схему.

Разделите слово «берлога» на части-слоги. (бер-ло-га.) Сколько слогов, сколько гласных? (Три.)

Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть в слове первый слог, а вы добавляете второй: со-… , вет-..., вью-..., пур-..., тай- ,бел-... .

А теперь я буду называть второй слог, а вы первый и все слово целиком: …-жи, ...-ки, ... -ба, ...-на.

Злая волшебница заколдовала зверей, она переставила слоги их названии. (на магнитную доску выставляются слоги БАН, КА, КА, МЫШ)

Ребята, поможем животным? (Дети переставляют слоги и читают слова: ка-бан, мыш-ка.)

Кого же заколдовала злая волшебница?

Кто скажет, на кого похож «кабан»? (на свинью.)

Сколько было слогов в слове «кабан»? (Два.)

Сколько гласных в каждом слоге? (Один.)

Сколько всего гласных? (Две.)

Измените слово «кабан» так, чтобы стало три слога. (ка-ба-ны.) Назовите животных, в названии которых 1, 2, З слога. (Дети называют.)

6 . Итог занятия .

Итак, как называется тема сегодняшнего занятия? (Слог.) Что такое слог? (Часть слова.)

Как узнать, сколько в слове слогов?

Кто запомнил стихотворение? (Чтение стихотворения хором.)

Литература: Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков»


Конспект фронтального логопедического занятия, проведённого учителем-логопедом Пушненковой А.В. : в группе № ___ СПб ГБСУСО Центра № 29 Пушкинского района

Тема: деление слов на слоги

Цели :

    Учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие, подчёркивая слогообразующую роль гласных.

    Закрепить, расширять и уточнять словарь по теме “Зоопарк”.

    Воспитывать у детей желание работать в группах.

Задачи:

    Формировать у детей навыки подбора слогов

    Развивать навыки деления слов на слоги

    Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов, опираясь на гласные

    Развивать слуховую память, зрительное восприятие.

Оборудование:

телефон, картинки, слова, схемы слов, фишки, три листа со схемами - это клетка для зверей, (первый лист - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Словарная работа:

Вольер, пара.

План занятия:

    Оргмомент.

    Основная часть.

    Загадки.

    Составление слов из слогов.

    Физкультминутка.

    Игра «Зоопарк».

    Разгадывание ребусов.

    Сказочная полянка.

    Работа в тетрадях.

    Итог занятия.

*****Игра «Доскажи словечко».

Ход занятия

1 Организационный момент.

Л.: Здравствуйте, ребята. Скажите мне пожалуйста, вам легко вставать по утрам?

Р.: Нет.

Л.: Покажите мне детей, которым тяжело просыпаться по утрам. А, теперь покажите бодрых, весёлых детей, тех, у кого всё получается. Молодцы.

А, теперь сядет тот, у кого первый слог имени начинается на гласный–…

А теперь у кого в имени второй слог начинается на твёрдый согласный –…

Теперь тот, у кого в имени первый слог ударный– …

Молодцы! Верно!

А, теперь сяду я, меня зовут Александра Викторовна и в моём имени первый слог начинается с гласной.

2 Основная часть.

Л.: Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем. (Логопед звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога огорчается.)

- Здравствуйте!

- Это зоопарк?

- Мы с ребятами хотели бы посмотреть ваших животных. Это очень интересно.

- … Конечно, мы постараемся помочь!

- До свидания.

Л.: Ребята в зоопарке случилась беда! Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Звери оставили нам письма.

А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся, и мы их увидим. Но нам нужно не только правильно назвать животное, но и отхлопать слогоритмический рисунок слова (и назвать ударный слог).И посадить животное в нужную клетку или вольер. А кто знает в чём различие Между клеткой (Помещение для птиц и мелких животных в форме коробки из металлических или деревянных прутьев. Огороженное решеткой место, закрытое со всех сторон, для животных.) и вольером ( площадка для содержания животных, огражденная металлической сеткой) ?

Ребята, обратите внимание, что над каждой клеткой и вольером слогоритмический рисунок слова, на него вам и следует опираться, размещая животных по местам. Также есть лампочки тревожной сигнализации, напоминающей о правилах поведения в зоопарке. А ещё эти лампочки указывают на гласные в слове и на количество слогов. Как звучит золотое правило королевы грамматики?

Д.: Сколько гласных, столько и слогов.

3 Загадки:

Вот лентяй с зелёной кожей,

Он всегда гуляет лёжа…
Д.: ( крокодидл)

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он …
Д.: ( жираф)

Есть очень много рогачей
И в зоопарке, и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу.
Д.: ( носорог)

Это что за зверь таёжный
Полуночный любит мрак
И, как все на свете кошки,
Ненавидит злых собак?
Д.: (тигр)

Скор - как стрела,
Силён – как вол.
В поле бурлак,
В бою – орёл.
Д.: (конь)

Л.: Все наши звери вернулись в зоопарк.

Кто же живёт в нашем зоопарке?

Д.: Медведь, жираф, носорог, тигр, конь

Л.: Покажите фонариками, сколько гласных в словах: медведь жираф, носорог, тигр, конь.

А теперь, схематично покажем слоги в словах.

Молодцы!! Вы помогли вернуть животных и хорошо справились с этим заданием.

4 Составление слов из слогов.

Л.: Вот мы и побывали в зоопарке! Ребята, вам понравилось?

Д.: Да!

Л.: Ребята посмотрите у входа в зоопарк, кто-то оставил очень странное объявление, давайте прочитаем его.

Д.: Приглашаем вас в ноки! В перерыве чай, монли и вахал.

Л.: Ребята, вам что – нибудь понятно?

Логопед читает стихотворение:

Что за Ли? Что за МОН?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут “лимон” -
сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут “кино” -
сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?
Вот еще одна загадка.
А как скажут “халва” -
сразу станет сладко-сладко!
(Э. Успенский.)

Л.: Ребята, давайте сделаем вывод : если мы говорим только слог, то нам не будет понятно значение, а если слово, то можем догадаться, о чём будет идти речь.

Какие слова мы составили из слогов?

Д.: лимон, кино, халва

Л.: Давайте протопаем, сколько слогов в слове лимон? (два)

Графически покажем это слово.

А теперь найдите схемы к двум другим словам (на поляне).

Вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

5 Физкультминутка.

Мы ногами топ, топ,
Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг.

Руки на поясе. Моргаем глазами.

Мы плечами чик-чик.

Руки на поясе, плечи вверх- вниз.

Раз – сюда, два – туда,

Руки на поясе, глубокие повороты вправо- влево.

Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-Встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Движения выполнять по содержанию текста.

Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!

Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

6 Игра “Зоопарк”.

Л.: Ребята, у меня есть ещё пустые клетки и свободные вольеры (первая схема- один слог, второй - два слога, третий - три слога); и карточки с изображением животных и их названиями.

Л.: Узнайте животное по описанию.

Рыжее, хитрое, любит лакомиться курятиной. Кто это?(Лиса). Ребята, а как мы назовем это животное, если оно будет мужского пола? (лис). Запишем в своих тетрадях Слово лис, а рядом слогоритмический рисунок, этого слова. А теперь поработаем волшебниками и изменим слово лис, так, чтобы оно стало двусложным (лиса), трёхсложным (лисица), четырёхсложным (лисёночек).

Свирепое дикое животное, с клыками и пяточком. Кто это? (Кабан). Ребята, мы же волшебники, давайте в слове кабан мы слоги поменяем местами и посмотрим, что же получится.

Д.: Банка.

Л.: Давайте подарим нашему кабану банку жёлудей, и он станет добрее.

7 Разгадывание ребусов.

Л.: Ребята, будем работать в парах. Каждая пара получает карточку с ребусами (на обороте слогоритмический рисунок) и разгадывает их. Запишите ответы в тетрадь, укажите количество гласных цифрой, не указывая их.

Л.: Какие слова получились?

Д.: рядом, экран, носки, парта, столбы, волки

8 Сказочная полянка

Л.: Ребята, я приглашаю вас на сказочную поляну. Хотите побывать там?

Д.: Да, хотим.

Л.: Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите звуки. Это звуки леса. Мы немного отдохнём и пофантазируем.

А какие звуки существуют в русском языке?

Д.: гласные и согласные

Л.: Какие звуки считаются гласными?

Д.: Эти звуки можно петь, нет преграды языка, губ и зубов . Они помогают нам поделить слово на слоги.

Л.: Чем мы обозначаем звуки на письме?

Д.: буквами

9 Работа в тетрадях . (по карточкам)

Задание 1

Л.: У каждого на столе задание. Даны слоги, составьте слова из данных слогов. Напишите их, подчеркните гласные. Составьте схемы слов к данным словам.

Л.: Даны схемы, составьте слова. (схемы на доске) Под каждое слово найдите сигнальную карточку – фонарик, и слогоритмический рисунок.

Задание 2

Л.: Вставьте подходящие слоги. Напиши слова, подчеркни вставленные слоги.

    сапо…

    моло…

    боро…

    газе…

    зада…

    бума…

да, ги, ко, та, ча, га

(сапоги, молоко, борода, газета, задача, бумага)

10 Итог занятия.

Л.: Чему мы научились на занятии?

Д.: Составлять слова из слогов, делить слова на слоги. Определять количество гласных в слове, отхлопывать и обозначать слогоритмический рисунок слов.

***** Игра “доскажи словечко”

Л.: Дети, я буду начинать фразу, а вы закончите её.

Где обедал воробей?
В зоопарке у …
(зверей ).

Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему…
(поможет ).

У меня пропал носок,
Утащил его…
(щенок ).

Шла коза по мостику
И виляла…
(хвостиком )

Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много…
(пчёл ).

Самолёт построим сами,
Понесёмся над…
(лесами )

Л.: Составьте схемы к словам, с указанием гласных. (дети составляют схемы)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: