Что такое апартеид (9 фото). Экономика юар после падения режима апартеида Политика апартеида в юар

Апартеид наоборот в ЮАР или белое население ЮАР подвергается настоящему геноциду

Что вы знаете о ЮАР? Наверное первое что вам придет на ум это борец за права черных Нельсон Мандела, режим апартеида, белые угнетающие черных, добыча алмазов и экономическое содружество БРИКС.

Что если я вас скажу, что за 47 лет белого режима апартеида в ЮАР было убито всего 7 тыс. чернокожих в стычках с полицией, а за 23 года черной демократии убили 70 тыс. белых. Или, что Нельсон Мандела был черным фашистом и пел песенки со словами Убить Бура (т.е. белого потомка голландских и немецких переселенцев), или что группы черных проникают в белые дома и насилуют женщин с 8 месяцев и до 90 лет на глазах их мужей, отцов и братьев и только в самом конце убивают мужчин, а если удается кому либо из женщин выжить после группового изнасилования, вероятность заболеть ВИЧ у них составляет 95%. Или останавливают машину с белой беременной женщиной и стреляют ей в живот? Как вам такая черная демократия по-южноафрикански. В ЮАР проживает 56 млн. человек и только 4,6 млн. из них белые и 5-6 млн. цветные (потомки смешанных браков белых, азиатов и черных больше считающих себя белыми по культуре и самосознанию) — они дискриминируемое меньшинство. Россия и лично Путин поддерживает черную элиту ЮАР и президента Джейкоб Зума, который множество раз обвинялся в коррупции и изнасиловании. О всем этом и многом другом вы узнаете в этом материале.

«Радужная нация» – так назвал жителей своей страны новоизбранный в 1994 году президент ЮАР Нельсон Мандела. Вскоре термин был заимствован одним из его соотечественников архиепископом Дезмондом Туту, который окрестил «радужной нацией» Южную Африку времён пост-апартеида…

На современном этапе население ЮАР носит мультикультурный характер. На территории страны проживают представители различных рас и этнических групп. Древнейшие, исконно коренные жители ЮАР – это бушмены. С XV века их начали активно вытеснять пришлые народы-кочевники. Именно их потомки составляют сейчас большую часть населения страны. Это зулу, коса, тсвана, ндебеле, тсонга, педи, суто, свази, венда. В период колонизации в страну завозились выходцы из Индии для работы на плантациях сахарного тростника.

В результате, сейчас на территории Южноафриканской Республики проживают около 80% чернокожих африканцев, в том числе иммигрантов из соседних стран, в частности, из Зимбабве. Белое население (англоафриканцы, потомки буров, немцев, португальцев и французов) составляет всего лишь 10%. Еще 8% представлены так называемыми «цветными» - потомками от смешанных браков ранних поселенцев с коренными жителями ЮАР. Оставшиеся 2% населения страны – это потомки индийцев.

Такая расовая и национальная пестрота в стране, с одной стороны, всегда способствовала культурному взаимообмену, а с другой - являлась причиной обособления одних групп населения от других. Как бы ни хотелось быть толерантными и политкорректными, всё же нужно признать, что в подобном случае – а ЮАР являет собой самый яркий пример – раздельное проживание местных и пришлых – это закономерность. Образ жизни и образ мышления европейцев и чернокожих африканцев был и есть слишком разный.

Слишком разные, чтобы жить вместе

До середины XX века власть в Южной Африке не могли поделить буры и заинтересованные в богатых природных ресурсах страны англичане. В результате англо-бурских войн и последующих политических процессов в 1948 году власть в ЮАР полностью перешла к бурам. В том же году был введен режим апартеида, который был отменён только в 1994 году.

В итоге – сорок шесть лет апартеида, то есть раздельного проживания белых людей европейского происхождения и чернокожих африканцев и, по сообщению лидера африканеров доктора Дана Роодта, только около 7 тысяч убитых в стычках с полицией местных преступников. А вот двадцать лет демократии принесли более 70 тысяч убитых, изнасилованных и физически покалеченных белых, плюс тысячи невинных чернокожих, погибших от рук своих же собратьев.

Сегодня ситуация в стране крайне нестабильная. Это выражается, прежде всего, в уровне преступности, исходящей в основном из среды чернокожих, и в дискриминации белых граждан в практически всех сферах жизни. Необходимо подчеркнуть, что белые в ЮАР (на втором месте индийцы) являются самыми образованными и трудоспособными представителями страны. Готовность к трудностям и жизнестойкость, выработанная их предками, прочно заложены в генах современных африканеров. Они не боятся труда. Ввиду того, что чернокожее правительство со времён падения апартеида систематически лишает белых граждан прав на достойно оплачиваемый квалифицированный труд, они берутся за любую предложенную работу, качество которой остаётся на высоком уровне. Должности же, требующие специальной подготовки, знаний, определённого уровня квалификации, всё чаще и чаще занимают неквалифицированные чернокожие африканцы.

Коренные африканцы, нужно признать, не самая интеллектуально развитая раса на земле. Но это не упрёк и не попытка дискриминировать их, это всего лишь констатация факта. Люди, с момента появления Homo Sapiens и вплоть до XVI века (когда начала колонизация Африки), живущие традиционным укладом жизни, который практически не менялся за всю историю существования африканского континента, не могут в одночасье добровольно совершить скачок в развитии.

А вот европеоиды прошли не один этап развития прежде чем достичь того уровня, на котором мы находимся сейчас. У африканцев не было условий для постепенной эволюции сознания. Поэтому с момента прихода европейских колонизаторов в Африку, её обитателям пришлось автоматически принимать абсолютно не свойственный им уклад жизни. Формально они это сделали, и даже успешно, но внутренние традиционные установки не поменялись. И упрекать их за это было бы несправедливо.

Однако белые никогда и не требовали от аборигенов мгновенных изменений, ведь на протяжении всей истории колонизации чернокожим жителям была предложена работа посильная для них, отвечающая их физическим и интеллектуальным возможностям…

Сегодня ситуация с рабочими местами выглядит двойственной, как, впрочем, и всё, что касается черно-белого вопроса. С одной стороны, внедрив политику BEE (Black Empowerment Economy), которая как раз и заключается в предоставлении чернокожим гражданам ЮАР лучших рабочих мест с хорошей оплатой труда, в прошлом «угнетённые» получили многие привилегии после окончания учебных заведений, и, как результат, более высокий уровень жизни. С другой стороны, уровень образования в ЮАР вынужден был снизиться на законодательном уровне в связи с тем, что африканцы не способны усваивать материал настолько хорошо, чтобы сдать экзамены. Кстати говоря, качество образования в ЮАР во времена апартеида было одним из самых высоких в мире.

Возвращаясь к теме, хотелось бы подчеркнуть, что дело не в плохой системе образования, или недостатке кадров, а в природных способностях. Африканцы, несомненно, обладают другими врождёнными данными, например, они удивительно пластичны, сама природа создала их для танцев и музыки – почти у всех отменный слух и мягкие голоса. Но чтобы достичь необходимой статистики в уровне грамотности и образованности населения, школам и университетам пришлось именно снизить стандарты, чтобы чернокожие студенты смогли беспрепятственно сдать необходимый минимум. Соответственно, специалисты выходят из университетов вовсе не того уровня, который необходим для получения высокой должности. Но они, тем не менее, получают эти должности по закону…

Таким образом, правительство ЮАР дискриминирует белое население в следующей последовательности: при найме на любую должность в государственном секторе преимуществом будет пользоваться сначала чернокожий мужчина, потом чернокожая женщина (оба – как бывшие угнетённые по расовому признаку), затем белая женщина (как бывшая угнетённая по половому признаку), и только потом рассматривают кандидатуру белого мужчины.

Из-за подобной абсурдной системы большинство белых в стране работают больше на себя, а не на государство - чаще всего молодые люди наследуют семейный бизнес или создают свой собственный. Но чтобы открыть средний бизнес необходимо нанять определённое количество чернокожих, а это уже чревато. Обычно их нанимают на основе отзывов людей, у которых кандидат уже когда-то работал. Этот вариант наиболее безопасный.

Неудивительно, что многие белые получают образование и уезжают из страны. За последние 20 лет из ЮАР уехало около 1 млн белых. Те, кто не может позволить высшее образование и иммиграцию, остаются на родине и принимают ситуацию как данность.

Хроники кошмара

Помимо дискриминации в сфере занятости белые жители ЮАР подвергаются физическому насилию. Сложно сказать, растёт ли рост насилия только из-за расы, или же причины этому имеют иной характер. Есть два противоположных мнения, которых придерживаются сами африканеры.

Первое гласит, что в ЮАР сегодня процветает преступность по расовому признаку. Приверженцы этой позиции считают, и не безосновательно, что чернокожие африканцы часто нападают без всякой жажды материальной наживы, и делают это, скорее, чтобы отомстить за колониальное прошлое. Разумное зерно в этом есть, и вот почему. По статистике взломы домов и убийства их хозяев не всегда сопровождаются кражей вещей и денег. Зато, за редким исключением, убийства белых сопровождаются жестокими пытками. Зачем пытать человека, чтобы потом, после его убийства, украсть ценные вещи из дома? Не проще ли выбрать время, и в отсутствие хозяев ограбить дом? Или уж сразу застрелить их и унести все, что нужно?

Существует специальный проект, посвящённый статистике убийств, изнасилований и пыток всех белых за последние несколько лет. Данные собираются скрупулёзно со всех провинций страны. Новости обновляются ежедневно. За этим лично следит автор проекта (www.sunettebridges.co.za). И вот что мы имеем на сегодняшний день: если дом взломала банда, то у его обитателей почти нет шансов выжить. Это касается и женщин, и мужчин. Причём, участь и у тех и у других не завидная. Женщины и девочки 95% будут подвергнуты изнасилованию, в том числе групповому. Если они выживут, то те же 95% гарантируют им ВИЧ или СПИД, которыми почти поголовно заражены чернокожие африканцы.

Возраст женщины для чернокожего не имеет значения, насилию подвергаются особи женского пола от 8 месяцев и до 90 лет и старше. Описание пыток – не самая приятная вещь, поэтому скажу лишь, что в ход идут разные «инструменты» – от деревянных палок до кипятка или раскаленного утюга. По свидетельству жертв, женщин часто насилуют на глазах мужей, сыновей и братьев, а потом на их же глазах убивают. Последним убивают мужчину – чтобы успел посмотреть на смерть семьи…

Вот почему на сегодняшний день большинство белых уверено, что в стране процветает самый настоящий геноцид. По данным международной организации Genocide Watch (www.genocidewatch.org), возглавляемой Доктором Грегори Стэнтоном, уровень геноцида в ЮАР по соответствующей шкале стоит на отметках 6 и 8. Шестой уровень идентифицируется как подготовительная стадия геноцида, а седьмой – стадия истребления. Восьмая стадия не требует комментариев. К слову сказать, г-н Стэнтон когда-то был участником движения, направленного на борьбу с апартеидом.

Большая доля убийств белых приходится на фермеров – людей, благодаря которым страна имеет первоклассную молочную продукцию, мясо, свежие фрукты и другие продукты питания. С 1994 года в ЮАР от рук чернокожих погибли около 4.000 белых фермеров. Эта цифра ещё не включает тех, кто сумел выжить…

Есть и другая позиция, согласно которой о геноциде говорить нет смысла, потому что всё то же самое происходит и в среде чернокожего населения: такой же уровень насилия, те же пытки. Просто чернокожих в стране 44 миллиона против менее 4 миллионов белых. И подобный образ жизни у первых – закономерность. Тем более, кто будет считать убитых чёрных, да ещё и вести статистику? Это не нужно, в первую очередь, самим чернокожим африканцам. Жизнь человека не является для них ценностью, смерть для них – в порядке вещей, даже если она является насильственной…

Инструкция по выживанию

Со стороны может показаться, что жить в подобных условиях просто невыносимо, но потомки отважных буров уже больше двадцати лет соблюдают правила, которые хоть как-то помогают обезопасить их жизнь. Любому иностранцу, впервые приехавшему в ЮАР, эти правила будут озвучены. Но нужно иметь здравый смысл и понимать, что никакие правила не являются гарантией того, что ночью можно спать спокойно. Рекомендации следующие.

Не носить с собой наличные, не выкладывать на виду (в том числе и дома) электронную технику. Что касается охраны жизни и здоровья, то женщинам лучше не носить блестящие украшения, иначе можно остаться без ушей, не сидеть в машине с открытой дверью, на шоссе стараться не опускать стекла автомобильных окон, самое главное - НИКОГДА, НИ ПРИКАКИХ УСЛОВИЯХ не останавливаться на дороге в ответ на сигнал подвезти. Ещё советуют не останавливаться на красный свет в больших городах, если вокруг слишком много болтающихся чернокожих – могут разбить стекла машины, выпихнуть из неё всех пассажиров и угнать авто. Хорошо, если обойдётся без жертв. Был случай, когда из машины попросили выйти беременную женщину, а когда она вышла, выстрелили ей в живот.

Дома белых все сплошь и рядом имеют решётки на окнах. Более того, имеется и кованная железная дверь-сетка, которая ставится снаружи обычной деревянной двери. На мой наивный вопрос: не лучше ли поставить дверь цельнолитую металлическую, ответа не последовало - действительно, нет смысла ставить дорогую дверь, если в дом можно попасть, просто разбив окна, снеся имеющиеся на них решетки. Те, кто может себе позволить, устанавливают в доме сигнализацию. Удовольствие это дорогое, сама установка стоит примерно 20.000 рандов, то есть примерно 80.000 рублей.

На окраинах Йоханнесбурга и Претории дома белых жителей обнесены высокими заборами с электротоком. Состоятельные граждане стараются приобретать жильё в специальных комплексах, которые охраняются. Жить в них действительно безопаснее, но мало, кто может себе позволить такую роскошь.

Апартеид наоборот

Все белые южноафриканцы знают, что не следует приближаться к тауншипам – поселениям чернокожих, в основном около больших городов. В пример хочу привести один из красивейших городов мира Кейптаун. Город расположен у подножия Столовой горы на берегу Атлантического океана. Красота природы и уютная капско-голландская архитектура соседствуют с грязными серыми тауншипами, где рождаются и вырастают чернокожие преступники. Постройки, которые сложно назвать домами, сооружаются из коробок, ржавых металлических листов, полусгнивших досок и других отходных строительных материалов. Крышей часто служат плёнки, по виду напоминающие разорванные черные мешки для мусора, придавленные камнями, чтобы в случае ветреной погоды их не снесло. Канализации в тауншипах нет, соответственно, повсюду тотальная антисанитария. Так живут тысячи чернокожих.

Белые в Кейптауне и окрестностях живут совсем по - другому. Частные дома с садом и бассейном, или винодельческие и другие фермы – вот излюбленное жилище голландских потомков провинции Западный Кейп. Но это самая «белая» провинция ЮАР, где люди действительно могут себе это позволить, занимаясь виноделием, цветоводством и сельским хозяйством. Заработали. Построили. Наслаждаются… до тех пор, пока чернокожие не трогают. А часто им очень хочется прибрать к рукам то, что нажили честным трудом белые.

Увы, более или менее обеспеченную жизнь могут себе позволить совсем не многие белые. Множество белых южноафриканцев живут на уровне чернокожих, а то и хуже. Невозможность найти работу кончается тем, что люди фактически оказываются на улице и живут в постройках, подобных тауншипам. Существует благотворительный проект, который посредством Facebook привлекает помощь со стороны для белых людей, оказавшихся в бедственном положении. Проект называется Vriende van Nehemia, что в переводе с языка африкаанс означает «Друзья из Негемии». Цель проекта – найти не просто гуманитарную помощь в виде продуктов питания и одежды, но и научить этих людей заново бороться за жизнь, ведь многие из них, потеряв надежду, просто перестают что-либо делать. Непосредственная гуманитарная помощь необходима, но зачастую она превращает людей в безамбициозных существ, которые привыкают к постоянно приходящей помощи и считают, что сами со своей проблемой не справятся.

Волонтёры обучают нуждающихся белых разным ремёслам, которые позволяют им зарабатывать хоть какие-то деньги. Но для более успешного развития самому проекту также не хватает финансирования. Правящая в стране партия АНК (Африканский Национальный Конгресс) отказывается помогать неимущим африканерам, в то время как многие их чернокожие сограждане получают от правительства шикарные автомобили почти бесплатно. Стоит внимательно присмотреться на дорогах ЮАР к водителям новеньких иномарок – 90% из них это чернокожие южноафриканцы…

Надо сказать, африканеры – народ дружный и отзывчивый. Из тех, кого я знаю лично, многие помогали соседям, оказавшимся в какой-то момент без средств к существованию – отдавали одежду, покупали на свои деньги продукты питания. Безвозмездно.

Так почему же африканеры оказались в таком положении? Есть версия, что происходящие в стране события – это ответная реакция на апартеид. Среди чернокожих, в первую очередь, из молодёжной лиги партии Африканский Национальный Конгресс, весьма распространена песня «Kill the Boer» («Убей Бура»). Считается, что первым её начал петь в свое время Нельсон Мандела. На youtube есть видео, на котором можно видеть Манделу и его соратников-коммунистов, хором напевающих эту песню (http://www.youtube.com/watch?v=fcOXqFQw2hc).

Возникает закономерный вопрос: как человек, желающий демократии, может петь песни расистского характера? Ответ один: Мандела хотел ЛИШЬ ЧЁРНОЙ ДЕМОКРАТИИ, а не всеобщей, а значит, был за апартеид при власти чернокожих. Власти утверждают, что буры отняли землю у народа и теперь платят за это жизнью. По словам членов партии АНК земля Южной Африки всегда принадлежала их предкам, и теперь они хотят получить её обратно как законные наследники. А так как сейчас ею владеют белые фермеры, то единственный способ отомстить за такую несправедливость – это убить их.

Но, во-первых, предки современных чернокожих, как уже говорилось ранее, были такими же «чужаками» в ЮАР, как и белые. Во-вторых, зачем им земля, с которой они ничего не делали до прихода белых, и не делают до сих пор, даже если она у них есть? Ответ: не зачем! Просто хочется власти. Абсолютной. Месть за апартеид – просто прикрытие, хотя многие до сих пор верят, что при апартеиде их предкам жилось плохо, хотя это не так. Но реалии апартеида – тема отдельной статьи.

Южноафриканское правительство в лице лидирующей партии АНК и недавно переизбранного президента Джейкоба Зумы отрицают геноцид белых, утверждая, что атаки на фермеров – обычный криминал. Но наводит на размышления тот факт, что власти перестали вести статистику подобным преступлениям. Это говорит о том, что реальное количество убитых и пострадавших белых гораздо выше, чем официально названные цифры.

Основатель организации Genocide Watch Доктор Стэнтон считает, что убийства фермеров отнюдь не случайны хотя бы из-за невероятно жестоких пыток, которые применяют к ним чернокожие. Подобные пытки с целью ограбить дом – исключение из правила. Но в ЮАР такие «исключения» случаются чуть ли не каждый день. А это уже, можно сказать, система. Кстати говоря, ООН определяет геноцид как «преднамеренное, систематическое разрушение полностью или частично этнической, расовой, религиозной или национальной группы».

«Мы пока не знаем, кто планирует эти убийства, но мы просим международного расследования, чтобы узнать, кто за этим стоит», - говорит г-н Стэнтон. Изучая вопрос геноцида в мире уже несколько десятилетий, Грегори Стэнтон пришел к выводу, что происходящее сейчас в ЮАР уже имело место быть и в других странах. То же самое было в Бурунди и Руанде. Подобное совсем недавно произошло в Зимбабве. Кстати говоря, от режима в Зимбабве пострадали не только белые, у которых отняли фермы, но и сами чернокожие. Последним пришлось искать прибежище и работу в соседних странах, в том числе и в ЮАР. Я лично знаю двух выходцев из Зимбабве, которые довольно успешно нашли работу в Южной Африке в городке под названием Мтунзини. Оба работают в местном буш-пабе (Bush Pub) Трудятся, как все и благодарны за то, что хоть как-то могут помогать своим семьям, оставшимся на родине.

Что касается ЮАР, то в Genocide Watch уверены, что все жестокие преступления чётко спланированы, и что за этим стоит какая-то экстремистская группировка. В этом утверждении есть логика. Если поехать в глубинку Южной Африки, в места, которые расположены очень далеко от поселений белых людей, то люди там живут своей жизнью – истинно африканской. У них нет машин, нет телефонов, нет телевидения. При виде белого человека смотрят с одной стороны с тревогой в глазах, с другой с интересом – не часто, оказывается, белые захаживают сюда. Один из близких мне людей рассказывал, как по долгу службы ездил в подобное место для геодезических расчётов – чтоб провести электричество в дома. Когда местные об этом узнали (через переводчика), радости их не было предела. Женщины стали петь хвалебные песни на своем языке, предлагать еду в знак благодарности. Эти люди говорили, что появление белого человека в их краях – добрый знак, сулящий хорошие изменения в жизни.

Прыжок Пантеры

Несмотря на все происходящее, этот случай несколько меняет представление о чернокожих людях в Африке и их отношении к белым. И можно быть уверенным, что таких случаев немало. Тогда получается, что жестокие нападения на белых и ненависть по отношению к ним – удел определённой группы людей. А раз есть исполнители, значит, есть и заказчики.

Многие африканеры считают, что за массовым истреблением белых в ЮАР стоит Партия Чёрная Пантера (Black Panther Party). На сайте ФБР она значится как «экстремистская организация чернокожих людей, основанная в Оклэнде (Калифорния) в 1966 году». Но её деятельность была направлена против империализма и на борьбу за гражданские права чёрных американцев. И никаких насильственных методов борьбы с их стороны не наблюдалось.

Противоречие? Нет, просто существует другая организация с похожим названием - Партия Новая Чёрная Пантера (New Black Panther Party), возникшая в 1989 году в Далласе (Техас). Эти два названия часто путают, принимают за одну организацию, хотя партия Новая Чёрная Пантера не является прямым преемником Пантеры 60-х годов. Это подтверждает сам основатель шестидесятников Доктор Хьюи П. Ньютон. В открытом письме «Партии Новая Чёрная Пантера не существует» он пишет, что Новые Пантеры не имеют права претендовать на подобное название, так как это незаконно. Более того, их цели абсолютно противоположны тем, что были у первоначальной Партии.

Основополагающим принципом Партии Чёрная Пантера было, выражаясь словами Че Гевара, утверждение «настоящий революционер движим огромным чувством любви», и, кроме этого, деятельность её была основана на любви к чёрным, а не на ненависти к белым». А Новые Пантеры – это самозваные лидеры, применяющие насилие по отношению к белым именно из ненависти к ним…

Идея создания Новых Пантер принадлежала Майклу МакГи – олдермену из Милуоки, который в 1987 году угрожал срывать все события, организованные белыми американцами, до тех пор, пока не будет увеличено количество рабочих мест для чернокожих. Именно тогда он заявил о своем намерении создать Новую Чёрную Пантеру. Если дать краткую характеристику её идеологии, то в основном она сводится к национализму чернокожих граждан США, социализму, пан-африканизму, превосходству негроидной расы над остальными и анти-империализму. На эмблеме организации изображена черная пантера на фоне африканского континента. Надпись гласит: «Партия Новая Чёрная Пантера – свобода или смерть». В настоящее время главой Партии является Нашим Нзинга.

The New American сообщает, что Новые Пантеры не раз бывали на африканском континенте. В частности, они гордятся своей «исторической» поездкой в Зимбабве и Южную Африку. В конференции, транслируемой онлайн, члены Партии проговорились о своем замысле полностью истребить южноафриканцев европейского происхождения. Участники конференции утверждали, что они «поднимут чёрную армию», организуют военное обучение, буду тесно сотрудничать с теми, кто уже убивал белых и, наконец, станут требовать ещё больше убийств на расовой почве…

Ещё не вечер?

Сегодня правозащитники пытаются привлечь внимание стран Европы, Америки, а также Австралии и Новой Зеландии к проблеме преступности на расовой почве в ЮАР. Одним из способов помочь белым является принятие их за рубежом и признание за ними статуса беженцев. Но проблема в том, что массовая иммиграция 4 млн южноафриканцев невозможна! Например, в США существует квота для африканцев. К сожалению, несмотря на то, что в африканерах течет европейская кровь, они попадают именно под эту квоту. Более того, аналитики считают, что разрешение на иммиграцию белых может подорвать статус покойного ныне Нельсона Манделы, что развеет миф о нём и АНК как о «борцах за свободу и справедливость».

В 2010 году марш-протест против геноцида белых в ЮАР прошёл в Швеции. Радио The Right Perspective сообщило: участники марша считают, что «больше нельзя сидеть и ничего не делать, ведь то, что происходит сейчас в ЮАР, может случиться в будущем с нами». В 2012 году был организован протест в Лос-Анджелесе и еще в 15-ти штатах США. Листовки с информацией о геноциде в ЮАР раздавались всем случайным прохожим. Организаторы протеста были приятно удивлены отзывчивостью людей и их желанием поддержать африканеров.

В самой Южной Африке африканеры воплотили в жизнь проект под названием Красный Октябрь (www.redoctober.co.za). Проект призван повысить осведомлённость сограждан, а также мировой общественности о высоком уровне расовых преступлений против национальных меньшинств страны. 21 марта 2014 года участники акции выпустили в небо десятки красных воздушных шаров в ознаменование единства меньшинств в борьбе против расовой дискриминации и геноцида…

… Проблема массовых убийств белых в ЮАР долго замалчивалась, а представителям белого меньшинства не удавалось привлечь к ней внимание других стран. Хочется верить, что ситуация начала меняться в лучшую сторону, и, что потомков буров, наконец-то, услышит мир. И пусть статус титулованного «борца за свободу» Нельсона Манделы пострадает, зато африканеры – этот уникальный в этническом и культурном плане народ - сохранится, чтобы передать богатые культурные традиции своим будущим поколениям.

Валерия Вестэйзен, специально для «Польского приказа»

Вконтакте

22/06/2018

Святослав Князев, Russia Today

70 лет назад в Южной Африке на государственном уровне начала проводиться политика апартеида. Миллионы людей были официально лишены элементарных прав человека и заперты в резервациях. И хотя в 1994 году власть в стране сменилась на демократическую и президентом ЮАР стал борец с апартеидом Нельсон Мандела, последствия событий XX века до сих пор значительно влияют на государство. Об истории преступного режима и сегрегации в современном мире - в материале RT.

Началом воплощения в жизнь политики апартеида на государственном уровне в Южно-Африканской Республике (на тот момент - Южно-Африканском Союзе) считаются парламентские выборы 26 мая 1948 года, на которых победила Национальная партия, сделавшая сегрегацию одним из ключевых моментов предвыборной кампании. На самом деле своими корнями апартеид уходит в далёкое прошлое.

Англичане и буры

В 1652 году служащий Голландской Ост-Индской компании Ян ван Рибек основал на южноафриканском мысе Доброй Надежды форт, ставший впоследствии пунктом обеспечения водой и продуктами судов, следующих из Европы в Азию. Поселение было названо Капстадом (современное название - Кейптаун). У колонистов сразу же начались столкновения с местным населением: голландцы захватывали землю и рабов, а коренные жители Южной Африки угоняли у них скот.

Из-за того, что климатические условия в регионе напоминали европейские, новая колония привлекла внимание выходцев не только из Голландии, но и из Германии, Австрии, Скандинавии и Франции (из последней в XVII веке массово бежали протестанты-гугеноты). Основой религиозного самосознания переселенцев стал кальвинизм (направление протестантизма). Белые поселенцы в Южной Африке сами себя начали называть бурами, что в переводе означает «крестьяне».

Колонисты изгнали из районов, прилегающих к мысу Доброй Надежды, коренное население, а после банкротства Ост-Индской компании образовали в конце XVIII века две независимые республики - Свеллендам и Граф Рейнерт. Однако просуществовали они недолго. Бывшую голландскую колонию оккупировали англичане, которые в это время стали массово проникать в регион. Наполеон Бонапарт попытался вернуть Южную Африку голландцам, но по итогам Венского конгресса 1815 года мыс Доброй Надежды с прилегающими к нему территориями отошёл Великобритании.

Британцы обложили буров высокими налогами, стали принуждать их подчиняться колониальной полиции, набранной из темнокожих, и ликвидировали в Южной Африке рабство, лежавшее в основе сельскохозяйственного производства. Все выступления буров англичане жестоко подавляли.

В середине XIX века более 150 тыс. потомков первых колонистов Южной Африки покинули британские колонии и двинулись на север, где захватили у коренного населения земли, на которых основали две новые республики – Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. Неравенство белого и темнокожего населения было официально закреплено в их законодательстве.

Буры на фоне холма Спион-Коп, 1900 год © Wikipedia

Вскоре на территории молодых республик были обнаружены богатые месторождения полезных ископаемых, что привело к очередному витку англо-бурского противостояния. Какое-то время южноафриканские государства отбивались от Великобритании при поддержке Германии, но в 1899 году началась Англо-бурская война, в ходе которой впервые в мире масштабно стали применяться пулемёты, бронепоезда, рассыпчатый строй, форма цвета хаки и концлагеря (в них англичане содержали семьи буров и нелояльное к Британии темнокожее население). В 1902 году война завершилась победой англичан. Под властью официального Лондона оказалась вся Южная Африка. В 1910 году все захваченные британцами колонии были объединены в доминион под названием Южно-Африканский Союз.

Путь к апартеиду

«Система апартеида не возникла в одночасье в 1948 году. Она складывалась на всём протяжении существования доминиона, и даже до его создания, выражаясь во внедрении практики сегрегации, расизма и дискриминации», - рассказала в интервью RT научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат исторических наук Александра Архангельская.

Несмотря на то что светлокожие жители Южной Африки составляли меньшую часть населения региона, среди избирателей их было 93%. Темнокожие африканцы, потомки от смешанных браков и переселенцы из Азии, имели право голоса лишь по высокому имущественному цензу, да и то не повсеместно. Нарезка избирательных округов давала определённые преимущества жителям сельских регионов, заселённых консервативно настроенными бурами.

Южноафриканский политик Ян Смэтс (1870-1950) © Hulton-Deutsch Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images

В 1917 году заместитель главы правительства и будущий премьер ЮАС Ян Христиан Смэтс впервые публично использовал термин «апартеид» («разделённость», или «раздельное проживание»).

Вскоре после образования доминиона наиболее консервативные представители бурской элиты образовали Национальную партию, выступающую против межрасовых браков и в поддержку языка африкаанс, на котором говорили потомки голландско-германских поселенцев, а также за выход ЮАС из состава Британской империи.

Несмотря на то что между двумя мировыми войнами у власти в ЮАС находились политики, считавшиеся относительно умеренными, в 1920-е годы были официально запрещены «безнравственные» отношения между светлокожим и коренным африканским населением, а также свободное перемещение африканцев по «белым» районам.

В 1930-е годы умеренная Южноафриканская партия официально объединилась с Национальной. В руках единой политической силы оказалась вся полнота власти в ЮАС. Это не понравилось наиболее радикальным правым консерваторам во главе с экс-министром внутренних дел Даниэлем Маланом, официально заявившим об образовании отдельной «Воссозданной национальной партии».

Перед началом Второй мировой войны среди бурских консерваторов царили прогитлеровские настроения. После начала боевых действий, когда проправительственная коалиция в парламенте с незначительным перевесом провела решение об отказе от сепаратного мира с Третьим рейхом и объявила о поддержке Британии, коалиция развалилась и «умеренные» националисты помирились с Маланом.

ЮАС официально вошёл в Антигитлеровскую коалицию и участвовал в войне против немцев и итальянцев в африканском театре боевых действий. Однако среди местного светлокожего населения крепли антибританские и антисоветские настроения.

В 1947 году, в преддверии очередных парламентских выборов, Национальная партия объявила о курсе на установление апартеида и о радикальной борьбе с коммунизмом. Позже в партии уточнили, что собираются переселить всё темнокожее население в закрытые резервации.

26 мая 1948 года Национальная партия Малана победила на выборах и, образовав коалицию с Африканерской партией, сформировала правительство, установившее режим апартеида.

«На популярность правых политиков и идей апартеида в ЮАС повлиял начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации. Белое меньшинство в Южной Африке боялось потерять власть», - пояснил RT главный научный сотрудник Института Африки РАН, доктор исторических наук Андрей Урнов.

Сегрегация и бантустаны

Для разработки теории и практики апартеида вскоре после выборов в ЮАС было создано специальное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений.

По его инициативе парламент принял решение о полном запрете браков «белых» с «не белыми», предполагавшее не только отказ от межрасовых браков на территории ЮАС, но и признание недействительными таких браков, заключённых за границей.

К юридической ответственности по новым законам были привлечены тысячи людей.

Кроме того, был принят акт о «регистрации» жителей ЮАС, делящий людей на три категории: европейцы, темнокожие и цветные (жители Союза неевропейского происхождения, в то же время не являющиеся коренными африканцами). Расовая принадлежность фиксировалась в удостоверениях нового типа и заверялась несмываемой печатью.

«Права разных групп отличались друг от друга. Самой жестокой дискриминации подвергались темнокожие жители ЮАС. Права индийцев и выходцев из Юго-Восточной Азии были шире, но и против них действовал ряд ограничений», - подчеркнула Александра Архангельская.

Дети живут в трущобах, Южная Африка, 1952 © Afro American Newspapers/Gado/Getty Images

В начале 1950-х на территории страны был создан ряд резерваций, названных по имени группы народов банту - бантустанами. Хотя темнокожие составляли около 80% населения ЮАС, под их проживание было выделено всего 13% территории государства. Причём территории с самой неплодородной и наименее пригодной для проживания землёй.

Начался снос трущоб, построенных в период индустриализации для темнокожих работников.

Более 3 млн человек в рамках этой кампании подверглись насильственному переселению в гетто.

Образование белые и темнокожие дети получали отдельно. Причём всё, что противоречило националистическим взглядам, было исключено из программы. В учебниках пропагандировалась «иерархия рас», присутствовали оскорбительные утверждения в адрес целых народов, основанные на этнических стереотипах. Чиновники от образования прямо говорили о том, что их цель - вбить в голову маленьким африканцам, что равенство с белыми для них невозможно.

Раздельной была и медицина. Если для лечения жителей ЮАС европейского происхождения были созданы максимально комфортные условия, то в ряде гетто больниц не существовало в принципе.

© Bettmann / Getty Images

Была введена сегрегация на транспорте, в сфере общественного питания, в кинотеатрах, в религиозных сооружениях.

Коммунистическая партия после объявления режима апартеида оказалась под полным запретом. Во всех сферах жизни пропагандировался воинствующий антикоммунизм.

В 1961 году ЮАС вышел из Содружества наций и преобразовался в Южно-Африканскую Республику. Бантустаны лидеры ЮАР решили объявить формально независимыми. «Власти ЮАР стали создавать фиктивные власти в резервациях», - отметил Андрей Урнов. Сделано это было для того, чтобы окончательно лишить африканцев гражданских прав. Хотя мировое сообщество и не признало «независимость» бантустанов, в ЮАР с их жителями пытались обращаться формально как с иностранцами, закрывая им свободный доступ на «территории для белых».

«Происходящее при апартеиде стало мировым прецедентом из-за того, что расистские и сегрегационные проявления являлись официально провозглашённой политикой государства», - подчеркнула Александра Архангельская.

«Постепенно в стране начали возникать экономические проблемы. Сегрегация не могла привести к благосостоянию и процветанию», - отметила эксперт.

«ЮАР при апартеиде была частью западного мира. Против республики вводились какие-то санкции, но в то же время западные страны щадили её власти и не давали никому подорвать сам режим, опасаясь усиления Африканского национального конгресса (АНК) и южноафриканских коммунистов», - заявил Андрей Урнов.

По словам эксперта, африканцы долгое время пытались бороться за свои права мирным путём. Они находились под сильным влиянием идей Ганди и, выступая против любой дискриминации, требовали не преимуществ, а официального равенства. Но в конце концов, не выдержав массовых избиений и расстрелов мирных демонстраций, темнокожее население взялось за оружие и развернуло партизанскую борьбу.

«В 1980-е годы АНК набрал силу. А вскоре начался развал социалистического лагеря, и западные страны перестали опасаться потенциального роста советского влияния в ЮАР, из-за чего правые в Южной Африке стали утрачивать лояльность со стороны иностранных государств. В националистическом движении произошёл раскол, и представители его умеренной части осознали, что режим апартеида обречён. К счастью, им хватило мужества осуществить передачу власти в стране бескровным путём», - рассказал Андрей Урнов.

Дискриминационные меры были официально отменены. В 1990 году на свободу вышел один из лидеров АНК Нельсон Мандела, находившийся в заключении с 1964 года. На всеобщих выборах 1994 года Африканский национальный конгресс одержал уверенную победу.

Нельсон Мандела с женой Винни после освобождения из тюрьмы globallookpress.com © Aftonbladet/ZUMAPRESS.com

«Апартеид остался в прошлом, но его последствия ощущаются до наших дней. Это касается и социально-экономических моментов, когда многие люди так ещё и не получили доступа к нормальной инфраструктуре, и психологических - среди тех, кто помнит о дискриминации, есть люди, до сих пор ощущающие желание отомстить», - отметила Александра Архангельская.

«В масштабах планеты»

«На сегодняшний день расовый апартеид в его привычном виде остался в прошлом, однако в мире существуют явления, которые можно охарактеризовать как апартеид экономический», - пояснил RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев.

По словам эксперта, эта новая форма апартеида существует в двух вариациях: внутри социума и в масштабах планеты. «Во многих странах мира мы можем наблюдать резкую поляризацию общества. Богатые живут в районах, которые я называю «золотыми клетками», а бедные - в подобиях гетто. В тех же Соединённых Штатах неравенство зашкаливает. И, вопреки мифам, оно не имеет чёткой расовой привязки, оно носит социально-экономический характер. Белый тоже может быть бедняком. Так вот, социально-экономическая сегрегация достигла во многих странах такого уровня, что богатые могут вообще физически не контактировать с бедными. Они живут в закрытых районах и передвигаются в закрытых машинах от вертолётной площадки к аэропорту, чтобы вылететь куда-то специальным рейсом. В одной стране, в одной географической зоне люди живут как будто на разных планетах», - пояснил Васильев.

По его словам, на общемировом уровне глобальная сегрегация существует между западными странами и странами третьего мира. «Люди в них не просто отличаются по уровню доходов. Общества богатых стран элементарно не понимают тех, кто живёт в бедных. Это как разные измерения», - пояснил эксперт. По словам Васильева, такое положение сформировалось в результате проведения неолиберальной экономической политики.

«Хотелось бы, конечно, верить в то, что об апартеиде можно забыть навсегда после избрания Манделы президентом ЮАР. Но, к сожалению, дискриминации в мире за последние десятилетия не стало меньше, скорее даже наоборот. Существует глобальное неравенство, разговоры о «золотом миллиарде» идут не на пустом месте. Кроме того, преследуя свои политические цели, власти некоторых могущественных государств заигрывают с откровенно ультраправыми режимами, в том числе на территории постсоветского пространства, и это во многом напоминает попустительство, существовавшее по отношению к режиму апартеида в Южной Африке. И когда сегодня кто-то может безнаказанно оставлять миллионы людей без воды и электроэнергии или блокировать их свободное перемещение, кто знает, не получим ли мы завтра новые апартеиды?» - задаётся вопросом академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление) -международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику «раздельного развития». На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Манделы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.


ЮАР - единственное африканское государство, которое за всю историю 20 века всегда было промышленно развитым. Страна, начавшая свое существование как голландская колония, оказалась очень богата алмазами и золотом. Щедрость земли и разумное управление ресурсами - вот что лежит в основе стремительного развития африканской республики. Ее столицу, Йоханнесбург, сравнивали с Нью-Йорком, Парижем, Манхеттеном, гигантскими городами, изобилующим небоскребами, деловыми кварталами.

Загадочный юг Африки

Здесь располагается грандиозный аэропорт, магистрали, построенные по новаторским проектам. В стране лишь 15 % плодородных почв, но благодаря современной агропромышленной технике удается удовлетворить внутренний спрос на фрукты, а еще и предложить на импорт. Есть и медицинские успехи - здесь сделали первую пересадку сердца человеку.


Следует сказать, что один из значимых факторов блистательного развития ЮАР с ее, по большому счету, ресурсоэксплуатирующей экономикой, является дешевая рабочая сила. Основная доля которой приходилась на тех, кто не мог похвастаться белой кожей.

С 50-х годов в ЮАР действовал режим апартеида, то есть строгого разделения. Закон обязывал белым, черным и цветным гражданам проживать в строго отведенных зонах. Люди с европейской внешностью заняли центральные районы развитых городов, работали в красивых офисах, посещали престижные театры и рестораны.


Жизнь чернокожих, впрочем, не была лишена благ цивилизации. И образование, и медицина им были доступны, и работой люди были обеспечены - с такой целью при наличии пропуска разрешалось посещать районы для белых, но данное право не распространялось на членов семьи работника. То же ограничение касалось и представителей европеоидной расы - заходить на чужую территорию без пропуска запрещалось.


Дома, построенные для чернокожих называли спичечными коробками

Резервации для чернокожих получили название бантустанов. Такие обширные поселения для проживания рабочих и шахтеров состояли из типовых домов, близко расположенных друг к другу. Строительство и благоустройство территорий получили щедрое финансирование, поселкам старались придать цивилизованный вид. Но в них неизбежно появлялось множество стихийных построек трущобного вида. Усилия властей к желаемому результату не приводили.


После отмены апартеида, когда чернокожие массово начали занимать городские респектабельные постройки, непрестижный поселок Соуэто постепенно стал одним из самых благополучных районов. Ведь малоимущие и отчаянные, бросившиеся за роскошной жизни, «взяли свои трущобы с собой». А жители Соуэто остались в своих домах, занимаясь привычными делами. К слову, именно в одном из таких типовых домов Соуэто жил Нельсон Мандела, активист движения за отмену апартеида, ставший впоследствии чернокожим президентом ЮАР.


Участь престижных кварталов после отмены апартеида

После отмены апартеида чернокожее население ЮАР, воспользовавшись новыми возможностями, без промедлений отправилось в районы Йоханнесбурга, прежде бывшие недоступными. Белые спешно покидали просторные благоустроенные апартаменты. В них вселялись те, кто считал себя достойным новых условий жизни после длительного угнетения.


Роскошные кондоминиумы стремительно превращались в неухоженные здания без остекления. Новые хозяева не платили за коммунальные услуги, поэтому их предоставлять прекращали. Резиденты видовых квартир обходились без электричества, горячей воды, канализации. Жилой фонд деградировал.


Жемчужина африканской архитектуры - самая высокая башня на континенте Понте-Сити с внутренним атриумом стала обиталищем преступников. А дно колодца грандиозного цилиндрического кондоминиума в середине 90-х заполнял мусор. Его уровень достигал 5 этажа.


Белое население же, напротив, перебралось в пригороды Йоханнесбурга. Противостояние двух гетто сохранилось, белые и черные лишь поменялись территориями. Дома белых часто обнесены забором с колючей проволокой. Под напряжением. Теперь центр города принадлежит чернокожему населению, а столицу ЮАР считают хоть и примечательным для туризма местом, но чрезвычайно опасным.

Преступность, которая ошеломляет

Статистика убийств в ЮАР в 2000-е в преддверии Чемпионата мира по футболу была темой всех западных СМИ. 50 убийств в сутки и столько же покушений - приводились такие цифры. Утешением для туристов служили уверения, что тяжкие преступления совершаются преимущественно в социально неблагополучных районах.


Угоны авто в ЮАР совершались с вопиющей беспринципностью, захват машины совершался даже при водителе. Преступники просто выбрасывали несчастного на дорогу и скрывались. В некоторых районах Йоханнесбурга во избежание риска не следовало останавливать автомобиль даже на красный сигнал светофора, проще смириться со штрафом, нежели лишиться собственности и получить увечья.


В связи со столь напряженной ситуацией водители запирали двери, даже если находились внутри авто. Опасность сулили и любые незапланированные остановки, нередко угонщики шли на уловки, имитируя приступ болезни, чтобы остановить автовладельца, решившего оказать помощь.


Есть и другие «рекорды», которые касаются количества изнасилований и числа зараженных ВИЧ (более 30 % населения ЮАР - носители опасного заболевания). По статистике ООН в этой стране происходит не менее полумиллиона сексуальных преступлений в год. Вероятность стать жертвой сексуального насилия у африканской девочки выше, чем вероятность научиться грамоте.


Эту ситуацию ухудшает поверье, бытующее среди малообразованных жителей страны, будто от ВИЧ может излечить половая связь с девственницей (или белой женщиной). Стоит ли говорить, что это ненаучное мнение способствует лишь распространению заболевания.

Кстати, именно в ЮАР находится единственная в мире христианская церковь, где можно

Сразу после прихода национальной партии к власти в Южной Африке в 1948 году, его про-белое правительство немедленно начало реализовывать политику расовой сегрегации на законодательном уровне. Позже эта политика получила название политики апартеида.

Во время режима апартеида все темнокожее население (а они составляли подавляющее большинство) будет вынуждено проживать в отдельных от белых людей районах и пользоваться государственными услугами в отдельных государственных учреждениях, созданных специально для цветных. Контакт между двумя частями населения в рамках различных рас будет строго ограничен. Несмотря на решительную и последовательную политику против режима апартеида за пределами Южной Африки, его законы оставались в силе в течение больше 50 лет. Лишь только в 1991 году правительство президента де Клерка начало отменять большую часть законов, которые являлись основой политики апартеида.

Зарождение политики апартеида в ЮАР

Расовая сегрегация и превосходство белой расы стали центральными направлениями политики в будущем ЮАР задолго до начала режима апартеида. «Закон о земле» от 1913 года, который был принят всего после 3-х лет независимости ЮАР, положил начало территориальной сегрегации, заставляя черных африканцев жить в отдельных резервациях, и поставил их вне закона при распределении земли. Противники закона организовали Южно-Африканский национальный съезд, который позже стал Африканским национальным конгрессом.

Великая депрессия в США и Вторая мировая война послужили причиной глубоких экономических проблем в ЮАР, и это стало поводом для еще большего усиления политику расовой сегрегации для правительства.

В 1948 году Национальная партия африканеров выиграла всеобщие выборы под лозунгами «апартеида» (буквально - «отдельность»). Их целью было не только разделить белое меньшинство Южной Африки от темнокожего большинства, но и также разделить темнокожих друг от друга: африканеры хотели добиться раздробления черных южноафриканцев по племенному признаку в целях сокращения их политической власти.

Режим апартеида закрепляется законом

К 1950 году правительство запрещает браки между белыми и людьми других рас, сексуальные отношения между ними также становятся под запретом. Закон о регистрации населения 1950 года предусматривает базовые рамки классификации всех южноафриканцев по расовым признакам: банту (черные африканцы), цветные (смешанные расы) и белые. Позже в закон внесли поправку и добавили четвертую категорию - азиатов (индусы и пакистанцы). В некоторых случаях, закон разделял целые семьи: согласно предписаниям один из родителей мог быть классифицирован как белый, а его ребенок признан цветным.

Пропуск, который выдавался всем цветным

Благодаря принятию земельных законов более 80% земли были выделены белому меньшинству, а черным с этого времени необходимо было иметь при себе документы, разрешавшие находится в том или ином районе. С целью ограничения контакта между расами, правительство апартеида организовало отдельные государственные учреждения для белых и темнокожих, профсоюзы для цветных были ограничены в полномочиях. Кроме этого, темнокожим воспрещалось становиться членами правительства.

Туалет для разных рас

Политика апартеида в ЮАР: отдельное развитие

Хендрик Фервурд, став премьер-министром Южной Африки в 1958 году, совершенствовал политику апартеида и в дальнейшем, называв режим «развитием по отдельности».

Хенрик Фервурд

Закон «О самоуправлении» для банту в 1959 году создал для различных племен темнокожих 10 отдельных мини-государств, которые стали известны как «Бантустаны». Разделив чернокожих друг от друга, правительство могло утверждать, что нет никакого большинства. Кроме этого, такие шаги позволили обезопасить белых от объединения темнокожих в единую националистическую организацию. Каждый черный из «Бантустана» был наделен политическими правами в отдельном регионе, но именно это все больше отдаляло его от общего управления и участия в политических процессах в рамках целой страны.

Табличка на пляже: «Только для белых»

Одним из самых нечеловечных процессов, которые происходили во времена режима апартеида, стал насильственный вывоз чернокожих с родных земель в «Бантустаны». Территории, где проживали черные, были теперь определены как «белые», и местные перед отъездом продавали им свои земли за гроши. По сути - это был обыкновенный грабеж чернокожего населения. С 1961 по 1994 годы более 3,5 миллиона человек были насильственно вывезены из своих домов в «Бантустаны», где были ввергнуты в нищету и безвыходность.

Противостояние политике апартеида в ЮАР

Сопротивление режиму апартеида в ЮАР принимало множество форм в течение многих лет: от ненасильственных демонстраций, протестов и забастовок до политической скрытой и открытой работы и в итоге - к вооруженному восстанию.

Чернокожий парень в знак протеста заходит в автобус для белых

Совместно с Индийским национальным конгрессом, Африканский национальный конгресс организовал митинг в 1952 году, во время которого участники демонстрации сожгли свои документы, выполнявшие функцию пропусков. Группа, называющая себя Конгресс народа, приняла в 1955 году «Хартию свободы», в которой провозглашалось, что «Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет, неважно - черный он или белый». Правительство разогнало митинг. Во время разгона демонстрации было арестовано 150 человек, которых позже обвинили в государственной измене.

В 1960 году в поселке темнокожих Шарпевилле полиция открыла огонь по группе безоружных людей. По крайней мере, 67 черных были убиты и более 180 ранены. убедили многих лидеров движений против политики апартеида, что они не смогут добиться свержения режима мирными средствами.

Расстрел в Шарпевилле

С этого момента было принято решение создать военизированную организацию при Африканском национальном конгрессе и других политических блоках. Но ни один из созданных блоков никогда так и не стал представлять какой бы то ни было серьезной угрозы для режима апартеида и правительства. К 1961 году большинство лидеров сопротивления были захвачены и приговорены к длительным срокам заключения либо казнены в тюрьме. Нельсон Мандела, основатель «Умконто сизве» («Копье нации»), военного крыла Африканского национального конгресса, был заключен в тюрьму с 1963 по 1990 годы; его заключение обратило внимание международного сообщества на проблемы Южной Африки и помогло заручиться большей поддержкой в борьбе против апартеида.

Падение режима апартеида

В 1976 году, когда тысячи чернокожих подростков в Соуэто, поселке возле Йоханнесбурга, вышли на протест против требования об обязательном знании африкаанс (диалекте старо-голландского языка) для черных африканских студентов, полиция начала подавление протеста при помощи слезоточивого газа и пуль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: