Пределы епархий, по общему
правилу, совпадают с пределами губерний и областей. Число епархий
увеличивалось постепенно. Ныне оно простирается до 66; из них 64 в
пределах России, одна (Алеутская) в Америке и одна, под названием
японской православной церкви, в Японии. Вне епархии, как части
церкви, взаимно одна от другой независимы и самостоятельны в
административно-судебных отправлениях, и состоят непосредственно в
ведении Святейшего Синода, за исключением епархий Закавказского края
(их 4), которыми заведует Грузино-имеретинская Синодальная контора.
Каждая епархия находится под непосредственной властью епархиального
архиерея и имеет, определенное правилами церкви и законами
государства, устройство. Епархиальный архиерей назначается, при
соучастии Святейшего Синода, властью Государя. Русские епархиальные
архиереи носят титул митрополитов (их 4), архиепископов (неопределенное
число) и епископов, но в пределах своих епархий обладают, независимо
от титула, равной властью. Епархиальный архиерей - главный в епархии
учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и правитель
по всем видам власти, администратор, судья, надзиратель и
руководитель в проповедании слова Божия, богослужения, управления
всеми предметами, учреждениями и должностными лицами.
Приходов во всех епархиях ныне числится около 37 000; соборных
церквей, с прихожанами и без них - 720; церквей при общественных и
государственных учреждениях - около 2000. Монастырей, штатных и
заштатных, мужских 440, с 8000 монахов и 7500 послушников, женских -
250, с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц.
Содержание церкви и духовенства получается из различных источников. Приходское духовенство, сельское и городское, содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления, обработкой церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах, процентами с капиталов, если они пожертвованы на содержание причтов. "Причты более бедных приходов получают (весьма ограниченное) содержание от казны, но, к сожалению, еще далеко не все" (отчет обер-прокурора за 1894 и 1895 г., стр. 427). Святейший Синод располагает специальными средствами, годовой итог которых достигает 7 000 000 рублей. Эти средства - процентный сбор с доходов всех церквей Империи, проценты с типографского и духовно-учебного капиталов, составившихся также от церквей, и пособие от казны на духовно-учебные заведения. Эти доходы и расходуются на духовно-учебные заведения и на типографии. Из государственного казначейства, по государственной росписи, в последние годы ассигнуется на содержание центральных учреждений при Святейшем Синоде, архиерейских домов, кафедральных соборов, викарных епископов, духовных консисторий, монастырей, городского и сельского духовенства, миссионеров, духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ и духовных учреждений за границей до 18 миллионов рублей. См. "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1890 - 1895 г." (Санкт-Петербург, 1891 - 98); Иван Преображенский, "Отечественная церковь по статистическим данным, 1840 - 1891" (Санкт-Петербург, 1897); И. Покровский, "Русские епархии в XVI - XIX веках" (Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви" (выпуск 4, синодальный период, 1700 - 1890 годы, Москва, 1893 г.: статьи и ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах - "Церковных Ведомостях", "Церковном Вестнике" и прочих.
М. Горчаков .
Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона
"Россия". Санкт-Петербург 1898. Стр. 167-171.
Большинство православных Предстоятелей неоднократно высказывались, что канонической Церковью на Украине является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата
Незаконное, в нарушение всех церковных правил вторжение Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, чьей самоуправляемой, но неотъемлемой частью является Церковь Украинская, вызвало закономерную реакцию значительной части православного мира.
И хотя Предстоятели Поместных Православных Церквей пока не решаются прямо осудить антиканонические действия Константинопольского Патриарха Варфоломея, большинство из них в последнее время уже не раз высказывали свою однозначную позицию, согласно которой только Церковь Московского Патриархата является единственной законной Церковью на территории Украины.
Представляем вашему вниманию подборку высказываний представителей Поместных Православных Церквей, выстроенных в порядке первенства чести.
«Давайте помолимся ко Господу, который всё делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушёл» (то есть в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата – ред.).
«Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».
«Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».
«Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков – это признаки такого процесса».
По этому поводу высказался и другой представитель Иерусалимской Церкви, архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна) , который дал ещё более точную оценку происходящему:
«Проблема Украины и проблема Русской Православной Церкви на Украине – пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную Церковь на Украине. Украинская Церковь всегда исторически была вместе с Русской Церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это».
4. Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (со слов представителя):
«Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признаёт законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия».
5. Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней:
«Очень опасной и даже катастрофической ситуацией, вероятно, фатальной для единства Православия, является возможный акт чествования и восстановления раскольников в ранг епископов, особенно архираскольников, таких, как «киевский патриарх» Филарет Денисенко, приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И всё это без согласия Москвы и координации с ней».
Синод Сербской Православной Церкви также особо выразил поддержку канонической Украинской Православной Церкви:
«Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей Украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима».
«У меня всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Онуфрием. Мы знаем, что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся, чтобы Господь даровал ему силы и здоровье, дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».
Епископ Мельницкий Герасим, секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви отметил, что Болгарская Церковь хорошо осведомлена об украинских церковных проблемах, но в их решении необходимо строго соблюдать церковные каноны.
7. Представитель Кипрской Православной Церкви Митрополит Лимассольский Афанасий:
«Вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чьей юрисдикции находится Украинская Православная Церковь, затем – канонической Украинской Церковью, а потом всеми Православными Церквами, при наставлении Вселенского Патриарха. Но первое слово – за Матерью Украинской Церкви, коей является Московский Патриархат».
«Греческая Православная Церковь, как и все остальные Церкви мира, признаёт только каноническую Украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий».
9. Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий назвал единство Православной Церкви «ключевым вопросом ХХІ века»:
«Ключевой нашей фразой из 1960-х годов, которая с тех пор не перестаёт звучать, стала следующая фраза: "Православная Церковь – это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь"».
10. Позиция Польской Православной Церкви (из официального письма секретаря канцелярии):
«Для предоставления автокефалии Украинской Церкви необходимо согласие всех Поместных Церквей, а поспешное решение может лишь углубить раскол».
«Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса».
Таким образом, абсолютное большинство Предстоятелей и официальных представителей Поместных Православных Церквей (двенадцать из пятнадцати, включая Русскую Православную Церковь - ред.) уже в той или иной форме высказались в поддержку канонической Украинской Православной Церкви как части Церкви Русской. И сегодня, когда ситуация на Украине обостряется в буквальном смысле с каждым часом, этот соборный голос Православного мира особенно важен.
Храмов - 51413 (735 соборных, 1765 монастырских, 38588 приходских, 2173 домовых и при учебных заведениях, 415 единоверческих, 5280 приписных и упраздненных, 2457 кладбищенских; часовен и молитвенных домов 20113) . В России 970 монастырей (522 мужских с 24144 насельниками; 448 женских с 65989 насельницами) .
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?1_4 . Данные по монастырям - из доклада патриарха
Вычитал, что Константинопольский патриарх - главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?
С. Петров, Казань
Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.
Константинопольская
Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.
Александрийская
Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория - Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.
Антиохийская
Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.
Иерусалимская
Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.
Русская
Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.
Грузинская
Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.
Сербская
Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).
Румынская
Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.
Болгарская
В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.
Кипрская
10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из -древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.
Элладская (греческая)
Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.
Албанская
Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.
Польская
В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины.
Чешских земель и Словакии
Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей.
Американская
Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.
Единая по существу Вселенская Православная Церковь состоит из 15 Поместных Православных Церквей. Каждая из Поместных Церквей имеет административную независимость (автокефалию) от других и возглавляется собственным Предстоятелем - патриархом, архиепископом или митрополитом. Главой всей Вселенской Церкви является Господь Иисус Христос.
Назва-ние церк-ви | Осно-ва-ние | Пред-сто-я-тель | Глав-ный го-род | Кален-дарь | Язы-ки бо-го-слу-же-ния |
1. Кон-стан-ти-но-поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | 381 год; пат-ри-ар-хат с 451 года | пат-ри-арх Вар-фо-ло-мей | Стам-бул | но-во-юли-ан-ский | гре-че-ский, на-цио-наль-ные язы-ки |
2. Алек-сан-дри-йская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I в. (ап. Марк); пат-ри-ар-хат с 451 г. | пат-ри-арх Фео-дор II. | Алек-сан-дрия | но-во-юли-ан-ский | гре-че-ский, араб-ский, на-цио-наль-ные язы-ки Афри-ки, ан-глий-ский и аф-ри-ка-анс |
3. Антио-хий-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I в. (апп. Петр и Павел); пат-ри-ар-хат с 451 г. | пат-ри-арх Иоанн Х | Дамаск | но-во-юли-ан-ский | араб-ский |
4. Иеру-са-лим-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I век; пат-ри-ар-хат с 451 года | пат-ри-арх Фео-фил III | Иеру-са-лим | юли-ан-ский | гре-че-ский и араб-ский |
5. Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | 988 г. – Киев-ская мит-ро-по-лия в со-ста-ве Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви; ав-то-ке-фа-лия с 1448 г. | пат-ри-арх Кирилл | Москва | юли-ан-ский | цер-ков-но-сла-вян-ский, на-цио-наль-ные язы-ки |
6. Гру-зин-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. - ав-то-ке-фа-лия от Антио-хий-ской Церк-ви | пат-ри-арх Илия II | Тби-ли-си | юли-ан-ский | ста-ро-гру-зин-ский |
7. Серб-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | IV в.; 1219г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | пат-ри-арх Ири-ней | Бел-град | юли-ан-ский | цер-ков-но-сла-вян-ский и серб-ский |
8. Румын-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | IV в.; 1885г.- ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | пат-ри-арх Дани-ил | Буха-рест | но-во-юли-ан-ский | ру-мын-ский |
9. Бол-гар-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | 865 г.; 919 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | пат-ри-арх Нео-фит | София | но-во-юли-ан-ский | цер-ков-но-сла-вян-ский и бол-гар-ский |
10. Кипр-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | 47 г. (ап. Вар-на-ва) | ар-хи-епи-скоп Хри-зо-стом II | Нико-сия | но-во-юли-ан-ский | гре-че-ский |
11. Эллад-ская (Гре-че-ская) Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I в. (ап. Павел); 1850 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | ар-хи-епи-скоп Иеро-ним II | Афи-ны | но-во-юли-ан-ский | гре-че-ский |
12. Албан-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | X в.; 1937 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | ар-хи-епи-скоп Ана-ста-сий | Тира-на | но-во-юли-ан-ский | ал-бан-ский, гре-че-ский и ару-мын-ский (влах-ский) |
13. Поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | X в.; 1948 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви | мит-ро-по-лит Сав-ва | Вар-ша-ва | юли-ан-ский | поль-ский, цер-ков-но-сла-вян-ский, укра-ин-ский, в Бра-зи-лии - пор-ту-галь-ский |
14. Пра-во-слав-ная Цер-ковь Чеш-ских зе-мель и Сло-ва-кии | IX в. (свв. Кирилл и Мефо-дий); 1951 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви | мит-ро-по-лит Рости-слав | Пре-шов | юли-ан-ский, гри-го-ри-ан-ский | цер-ков-но-сла-вян-ский, чеш-ский, сло-вац-кий |
15. Пра-во-слав-ная Цер-ковь в Аме-ри-ке | 1970 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви | мит-ро-по-лит Тихон | Вашинг-тон | но-во-юли-ан-ский | ан-глий-ский |