Род и число имен прилагательных. Род и число имен прилагательных Указать род и число имен прилагательных

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

§ 21. ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Для справок.

1. Имена прилагательные имеют окончания, аналогичные

окончаниям вопросительного слова какой: с хороший* (каким?)

настроением, об интересном (какой?) книге и т. п.

2. Притяжательные прилагательные на -аи, -ья, -ье, -ъи во

асех падежах, кроме именительного и винительного падежей муж-

ского рода единственного числа, пишутся с ь: рыбачий, рыбачь-

его, рыбачьему, рыбачьим, о рыбачьем.

Упражнение 85. Допишите окончания.

1. Откуда он взял кар.„ лошадь, на которой приехал

домой? (Л.). 2. Во взгляде его [Групшицкого] было ка-

кое-то беспокойство, изобличавшее внутренн... борьбу

(JT.). 3. Мы поспешно собрались в дальн... дорогу (Акс.).

4. Я стоял тут же в своей куц... куртке и глядел на пол

(Л). 5. Раскинулось поле волнист... тканью и с небом сли-

Цось темно-син... гранью (Ник.). 6. Песня то замирала, то

опять проносилась в стояч..., души... воздухе (Ч.). 7. В пе-

сок косы, усеянной рыб... чешуей, были воткнуты дере-

вян... колья (М. Г.). 8. Я перекусил на скор... руку в заезж...

доме (Купр.). 9. На сотни верст ни следу человеч... (Сераф.).

10. Филин на свету в птич... мире огромное событие

(Пришв.). 11. Молодой парень в длинн... кафтане из син...

толст... сукна встретил нас на крыльце (Пауст.). 12. В воз-

остановились они [Чук и Гек| рядом с могуч... железн...

бронепоездом (Гайд.). 14. Вдальн... углу несколько человек

заканчивало работу (Н. О.). 15. Поднявшись на крутой бе-

рег Дона, можно было видеть сотни заяч... следов (Закр,).

Упражнение 86. Перепишите, раскрывая скобки и согласуй

прилагательные с существительными.

1. В (следующий) году были повторно проведены ин-

тересные опыты. 2. Перед (дальнее) путешествием сбо-

ры бывают долги. 3. На звериных тропах переплелись (ли-

сий, заячий) следы со следами (охотничий) сапог. 4. (Ран-

нее летнее) утром альпинисты начали восхождение на

(ближняя высокая) гору. 5. В (сонный, застывший) возду-

хе стоял монотонный шум. 6. Часть дороги пришлось идти

(дремучий) лесом. 7. Девочка достала фотографию из (ба-

бушкин) альбома. 8. Веселое оживление царило в (рыба-

чий) поселке. 9. Повсюду видны уже признаки (осеннее)

увядания природы. 10. Много птиц погибло в (суровая

прошлогодняя) зиму.

Упражнение 87. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-

щенные буквы в соответствии с правилами написания буквы ь

после шипящих у существительных и кратких прилагательных.

1. Тиха украинская ноч... (Я.). 2. Меж виноградных

лоз нагорный ключ... от мирного аула недалеко бежал

по камням, светел и гремуч... (Л.). 3. С трудом нять худых

кляч... тащили мою повозку по извилистой дороге (Л.).

4. Помню я только старинные битвы, меч... мой тяже-

лый да панцирь железный (Л.). 5. Угас, как светоч...,

дивный гений (Л.). 6. Жгуч... мороз трескучий (Ник.).

7. Воздух прозрачен, свеж... и тепел (Ч.). 8. Парень был

широкоплеч..., коренаст (М. Г.). 9. Наша сила везде по-

спевает, и, когда запоет молодеж..., вся пшеница в по-

лях подпевает, подпевает высокая рож... (Л.-К.). 10. Кре-

пок дух людей московских и могуч... московский клич...

(Л.-К.). 11. Лес был стар и дремуч... (Буб.). 12. Не пригож...

лицом, а хорош... умом (поел.). 13. Взялся за гуж... - не

говори, что не дюж... (поел.).

§ 22. СУФФИКСЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Упражнение 88. Образуйте имена прилагательные с суффик-

сами -ев-, -ив-, -лив-, -нив- от приводимых ниже слов.

Вдуматься, гуж, доверять, дождь, жалость, зависть,

ключ, край, милость, непоседа, обжора, плюш, совесть,

соя, строй, уживаться, услуга, уступать.

Д л я с п р а в о к. Суффикс -ив- имеет на себе ударение

(ленивый, правдивый), за исключением слов милостивый и юро-

дивый; в "безударном положении пишется -ев- (боевой, сирене-

вый). В суффиксах -лив- и -чив-, производных от -ив-, пишется и

(заботливый, заносчивый).

Упражнение 89. Вставьте пропущенные буквы.

1. Вин...ватый, век...вой, дар...витый, дел...витый,

мех...вой, ноздр...ватый, плод...витый, род...витый, ут-

р...ватый.

2. Глянц...витый, камыш...вый, кольц...вой, ку-

мач...вый, молодцеватый, рыж...ватый, СВИНЦ...БЫЙ, те-

3. Кош...чий, кукуш...чий, старуш...чий.

Д л я с п р а в о к.

1. После твердых согласных пишутся суффиксы -ое-, -оват-,

Овит-, после мягких согласных - суффиксы -ев-, -еват-,

2. О написании о и е в суффиксах после шипящих см. § 17,

после ц - § 18.

3. В прилагательных на -чий, образованных от существитель-

ных на -шка, перед ч в безударном положении пишется е, под

ударением - а (лягушечий - лягушачий).

Упражнение 90. Образуйте имена прилагательные с суффик-

сом -чат- (-am-) от приводимых ниже слов.

Бревно, веснушка, взрыв, доска, колено, ресница,

ступень, узор, черепица.

Д л я с п р а в о к.

1. Для различения написаний имен прилагательных типа до-

щатый - брусчатый следует иметь в виду, что буква щ пишется

в тех случаях, когда обозначаемый этой буквой звук целиком

относится к одной морфеме (значащей части слова): доск-а -

дощ-ат-ый (ск чередуется с щ; ср. воск - вощ-ан-ой, плоск-ий -

площ-е), но: брус-ок - брус-чат-ый (сохраняется написание кор-

ня). Если в производящей основе перед суффиксом -к- стоят

буквы з, с, зд, ш, то они сохраняются, а к чередуется с ч, на-

пример: веснуш-к-а - веснуш-чат-ый, борозд-к-а - борозд-чат-

ый (ср. рез-к-ий - рез-че, хлёст-к-ий - хлёст-че).

2. Перед суффиксом -чат- конечное ц основы заменяется

т, например:_ крупиц-а - крупит-чат-ый.

Упражнение 91. Объясните различное написание выделенных

звуковых сочетаний в каждой паре приводимых ниже слов.

Гуща - веснушчатый, клещик - перебежчик, лощи-

на - мужчина, нищая - писчая (бумага), прощаем - с

чаем, хвощик - извозчик, хлещет - хлёстче, щётка -

счёт, щёткой - с чёткой (звукозаписью), щи - считать.

Упражнение 92. Образуйте имена прилагательные с суффик-

сом -ск- от приводимых ниже существительных.

Горняк, город, молодец, пират, приход, рыбак, свет,

слобода, таджик, флот, швед; Дамаск, Елец, Констан-

ца, Курск, Майнц, Минск, Ницца, Одесса, Омск,

Спасск, Тарту.

Д л я с п р а в о к.

1. Конечные согласные основы д и т перед суффиксом -ск-

сохраняются, например: Волгоград - волгоградский, свет - свет-

ский. После конечных согласных основы к, ц, ч суффикс -ск-

упрощается в -к-, причем к и * основы меняются на ц, напри-

мер: кулак - кулацкий, немец - немецкий, ткач - ткацкий. Не^

которые прилагательные сохраняют перед ск конечные соглас-

ные к и ч основы: узбек - узбекский, Углич - угличский и др.

2. В прилагательных, образованных от географических назва-

ний с основой, оканчивающейся на ц, пишется:

а) ц-ский, если перед ц стоит согласная (кроме ц): Пфальц -

пфальцский;

б) ц-кий, если перед ц стоит гласная: Торопец - торопецкий

(и с к л ю ч е н и я: Грац - грацский, Мец - мецский);

в) -цц-кий, если перед ц стоит тоже ц: Абруццы - абруццкий.

3. Если основа иноязычного слова оканчивается на ск, то

перед суффиксом -ск- первое к опускается, например: Сан-

Франциско - сан-францисский, этруск - этрусский (и с к л ю ч е -

ния: баск - баскский, оски - оскский).

4. Если основа оканчивается на ее, то суффикс -ск- теряет с,

так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не

nniiiyjcH (Черкассы - черкасский).

57 Русские географические названия на -ск образуют прила-

гательные без помощи суффикса -ск: Томск - томский.

Упражнение 93. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Астраханская сельдь, близ...кое расстояние, бога-

тыр...кое здоровье, вес...кие доводы, вяз...кая почва,

гаван...ский люд, дерз...кий ответ, звер...кое обраще-

ние, кавказ...кие языки, Казан.„кий университет, кир-

гиз...кие степи, кон...кая упряжь, матро...кий костюм,

ни...кий уровень, ноябрь...ские дожди, Реймс...кий со-

бор, рез...кий тон, сентябр...ский день, сибир...ские

морозы, скольз...кий путь, тунгу...кие нравы, уз...кая

полоса, францу...кий язык, черке...кая шапка, январ...с-

кая стужа.

Д л я с п р а в о к.

1. С суффиксом -ск- образуются о т н о с и т е л ь н ы е

прилагательные (этот разряд прилагательных не имеет краткой

формы), например: белорус - белорусский, абхазы - абхазский.

Если основа существительного оканчивается на с с предшеству-

ющей согласной, то при образовании прилагательного с суф-

фиксом -ск- одно с опускается: Уэльс - уэльский (но: Даугавпилс -

даугавпилсский и нек. др.).

С суффиксом -к- образуются к а ч е с т в е н н ы е прилага-

тельные (такие прилагательные имеют краткую форму), напри-

мер: низ - низкий (низок).

2. Если основа имени существительного оканчивается на -нь

или -рь, то перед суффиксом -ск- буква б не пишется, напри-

мер: Рязань - рязанский, рыцарь - рыцарский. Исключение со-

ставляют прилагательные, образованные от названий месяцев:

июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский (но:

январский), выражение день-деньской и некоторые прилагатель-

ные, образованные от иноязычных географических названий

(сычуаньский, тянъ-шаньский и др.).

Упражнение 94. 1. Образуйте имена прилагательные с суф-

фиксом -к- от приводимых ниже существительных.

Балалайка, воздух, горчица, гречиха, молоко, пря-

ник, пустяк, скука, суматоха.

2. Вставьте пропущенные буквы. ;

Було...ная, городо...ник (игрок в городки), горчи...-

ник, двуру...ник, лото-ник (продавец с лотка), лото...-

ник (любитель играть в лото), набалда...ник, нау...ни-

ки, пере...ница, праче...ная, рае..-.ник, скворе...ник,

скворе...ня, яи...ница; Анна Ильини...на, Вера Савви...-

на, Зоя Лукини...на, Надежда Кузьмини...на, Нина

Фомини...на.

Д л я с п р а в о к. В словах, образованных от основ на к, ц,

ч, перед суффиксом -н- или перед суффиксами, начинающи-

мися с и, пишется ч (хотя в некоторых из них произносится ш),

например: конец - конечный - конечно. Так же пишутся женские

отчества, образованные от мужских отчеств на -ич (Никитич -

Никитична). В отдельных словах пишется сочетание шн: двуруш-

ник (хотя рука), раёшник (хотя раёк) и нек. др. В словах, образо-

ванных от основ на х, перед суффиксом -н- пишется ш (золоту-

ха - золотушный).

Упражнение 95. Вставьте одно иди два и в соответствии с

правилами написания суффиксов прилагательных; разберите при-

лагательные по составу.

Багря...ый закат, бесчисле...ое множество, глиня...ая

посуда, дискуссио...ый вопрос, дли...ая очередь, дро-

БЯ...ОЙ склад, журавли...ое гнездо, зеле...ая лавка, зем-

ля...ой пол, каме...ый дом, карма...ые часы, карги...ая

галерея, клюкве...ое варенье, кожа...ая куртка, ко...ый

плуг, ледя...ой покров, моното...ые звуки, недюжи...ые

способности, оловя...ые солдатики, осе...яя погода,

песча...ая отмель, племе...ой скот, подай...ое искусст-

во, полотая...ое белье, революцио...ый подъем, румя...ые

щеки, сви...ая туша, серебря...ая ложка, соломе...ая

подстилка, тума...ое утро, урага...ый ветер, це...ое изоб-

ретение, чугу...ая ограда, ю...ые натуралисты.

Д л я с п р а в о к. Два я пишется в суффиксах -енк- (про-

изводственный) и -онн- (ревизионный), а также на стыке осно-

вы, оканчивающейся на н, и суффикса -я- (именной, сонный).

Одно я пишется в суффиксах -ия- (лебединый) и -ая- (-ля-)

(ржаной, конопляный).

И с к л ю ч е н и я: деревянный, оловянный, стеклянный.

Прилагательные багряный, ветреный (но: безветренный), зе-

леный, пряный, пьяный, рдяный, рьяный, румяный, свиной, синий,

юный пишутся с одним я.

Упражнение 96. Образуйте имена прилагательные с суффик-

сами -я-, -ая- (-ян-)^ -йн-, -енн-, -онн- от приводимых ниже

существительных.

Авиация, болезнь, бритва, весна, воробей, голубь,

гусь, дерзновение, дивизия, единство, жатва, змея,

клятва, комиссия, листва, лошадь, масло, мгновение,

мужество, обед, обыкновение, окно, оппозиция, орел,

осел, пламя, реакция, родство, семя, сессия, соболь,

соловей, соль, стекло, телефон, торжество, традиция,

утка, утро, фракция, хозяйство, чувство, шерсть, яст-

Упражнение 97. Вставьте одно или два я; объясните различие

в написании приведенных попарно слов.

Бара...ий - ра...ий, были...ый - грачи...ый, голу-

би...ый - глуби...ый, кероси...ый - крыси...ый, ку-

ри. ..ый - стари...ый, льви...ый - ДИКОБИ...ЫЙ, пес-

ча...ый - коча...ый, петуши...ый - ши...ый, СОБИ...ЫЙ -

БИ...ЫЙ, стру...ый - ю...ый.

Упражнение 98. Вставьте одно или два я; укажите морфем-

ный состав приводимых ниже имен существительных.

Бессребре...ик, восьмигра...ик, гости...ица, гри-

ве...ик, дровя...ик, дружи...ик, изме...ик, имени...ик,

ко...ица, конопля...ик, коре...ик, крупе...ик, лист-

ве...ица, мали...ик, моше...ик, нефтя...ик, песе...ик, пес-

ча...ик, племя...ик, пле...ик, подли...ик, подоко...ик, по-

КЛО...ИК, предба...ик, путешестве...ик, пшё...ик, род-

стве...ик, ряби...ик, сезо...ик, серебря...ик, собст-

ве...ик, совреме...ик, соплеме...ик, сторо...ик, стра...ик.

Для с п р а в о к. В существительных, образованных от прича-

стий" и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько

их было в производящей основе: воспитанник (воспитанный),

избранник (избранный), мученик (мученый). См. также § 34.

Упражнение 99. Образуйте имена прилагательные с суффик-

сом -оные- -еньк-.

Образец. Старый - старенький, тугой - тугонр-

Высокий, глубокий, добрый, легкий, мягкий, но-

вый, пегий, плохой, рыжий, синий, строгий, сухой,

тихий, убогий, упругий, хороший.

Д л я с п р а в о к. Имена прилагательные обычно образуют

уменьшительно-ласкательную форму при помощи суффикса

Еньк-. Но прилагательные с основой на г, к, х образуют указан-

ную форму с суффиксом -оньк- (высоконький, тугонький) или

имеют параллельные формы (легонький - легенький, мяконь-

кий - мякенький, плохонький - плохенький и нек. др.).

Упражнение 100. Образуйте имена прилагательные с суффик-

сом -инск- -. -енск-.

О б р а з е ц. Сочи - сочинский, Фрунзе - фрунзенс-

Грозный, Ельня, Жиздра, Коломна, Ливны, Мы-

тищи, Охта, Пенза, Пресня, Ромны, Химки, Ялта.

Д л я с п р а в о к. Имена прилагательные, образованные от

географических названий, оканчиваются:

а) на -инский, если они образованы от названий на -и (Гря-

зи - грязинский) и на -а (-я-) (Балашиха - бааашихинский); но:

Пенза - пензенский, Пресня - пресненский;

б) на -енский, если они образованы от названий других ти-

пов (Заречье - зареченский, Песочная - песоченский).

Упражнение 101. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

в соответствии с правилами написания суффиксов имен прила-

гательных.

1.1. Она была постарше, но столь же ветре...а, как и

ее барышня (Я.). 2. На них явились вместо прежних за-

пачканных сапог сафья...ные красные (Г.). 3. На нем был

офицерский сюртук и черке...кая мохнатая шапка. Смуг-

лый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с

кавка..,ким солнцем (Л.). 4. Есть в светлости осе...их ве-

черов умильная таинстве...ая прелесть (Тютч.). 5. Капи-

тан только прищурил свои оловя...ые глаза и провел

рукой по беловатым волосам (Т.). 6. Ты рья...ный чтец,

но критик дикий (Я.). 7. Ночь была темная, теплая и

безветре...ая (Л. Т.). 8. Блестит на солнце серебря...ая

струя (Писемск.). 9. Ю...ьгх сил мы в битве не щадили

(Я. Огарев). 10. Это был мальчик усидч...вый и серьез-

ный, на переменах он ходил одинокий, задумч...вый

(Кор.). 11. Ефремовы жили на нищ...некую пенсию

(М. Г.). 12. На небе уже стоял тонкий серебря...ый серп

молодого месяца (Купр.). 13. Я вынул из футляра ще-

гольское бекаси...ое ружье (Пришв.). 14. По степи неслись

крики перепелов и медвя...ые запахи скошенных трав

(Сераф.). 15. Тесть постукивал по лубя...рй табакерке

(А. Н. Т.). 16. Я украдкой пробирался в кладовую, напол-

ненную всякими ДИКОБИ...ЫМИ товарами (Гладк.).

17. Пенз...некая губерния была объявлена на осадном

положении (Фед.). 18. Засыпала звери...ые тропинки вче-

рашняя разгульная метель (Д. Бедн.). 19. Время от време-

ни мы откачивали воду берестя...ым ковшом (Аре.).

20. На дворах курился навоз, переполняя воздух креп-

ким и пря...ым запахом (Эренб.).

II. 1. Толпа задрожала в приветствен...ых восторгах

(Фурм.). 2. Равняя суровая зимняя заря проступала сквозь

мертве...ую дымку (Фад.). 3. На стенах столовой висели

звери...ые головы (Н. О.). 4. Листницкий вышел из ваго-

на на каком-то безым...ном полустанке (Шол.). 5. Охот-

ники отложили морж...вый промысел и вместе с жен-

щинами таскали необычные грузы (Семугик.). 6. Вместе

с мальчиками удил рыбу вихрастый весну...атый мили-

ционер (Пауст.). 7. В пригородном поселке был смотр

художестве...ой самодеятельности (Пан.). 8. Я сидел на

дереве, у края ОБСЯ...ОГО поля, куда каждую ночь при-

ходил медведь (Сок.-Мик.). 9. Свой козли..,ый кожушок

он туго перепоясал солдатским ремнем (Горб.). 10. Гусь

степе...ый в луже моет свой гуси...ый красный нос

(Исак.). 11. Жестя...ая лампа скупо освещала край ска-

терти, цветы на подоконнике. Сквозь маленькое, затя-

нутое льдом оконце, прочертив на чистом глиня...ом

полу голубую дорожку, пробивался лун...ый свет (Закр.).

12. Не смять богатыр...кую силу (Сурк.). 13. Дворянчик,

сух...нький и жидкий, читает немцам документ (Сам.).

14. Четвертый солдат лежал за кладбищ...неким забо-

ром (Кат.). 15. Заходит продавец из соседней зеле...ой

лавки (Полев.). 16. Приятна солнца утре...яя весть и по-

лотенце свежестью льня...ою (Щип.). 17. С шумом рас-

пахнулась входная дверь, вошла девушка в кожа...ой курт-

ке (Аж.). 18. Эх, суко...ая, казе...ая, вое...ая шинель, -

у костра в лесу прожженная, отме...ая шинель (Твард.).

19. Между бортом парохода и каме...ой стеной причала

медленно расширялась черная полоса. На ней плавали

оранжевые нефт...ые пятна (Чак.). 20. Услужл...вый ду-

рак опаснее врага (поел.).

Упражнение 102 (повторительное). Перепишите, вставляя

пропущенные буквы.

Был чудесный безветре...ый день летом 18... года. Я

медленно, в глубоком раздумь... шел по алле... одичав-

шего сада, заглуш...ного бур...яном и кустарником. Не-

заметно дошел до ни...кого деревя...ого домишк..., ок-

РУЖ...НОГО полусгнившими точ.-.ными столбиками. Обой-

дя домишк... справа, я очутился перед стари...ым двух-

этажным помещ...ч...им домом.

Поднявшись на застекленную тер...ас...у, я присел

на плетеное соломе...ое кресло. Около дома р...ели ста-

рые березы; на вершине одной из- них было галоч...е

гнездо. В нем бе...пр...станно и громко кричал галч...-

нок, широко раз...вая клюв. Сквозь стекля...ую дверь была

видна гости...ая с паркетным полом; на стенах висели

гравюры в полированных рамах из красного дерева; в

одном углу стояло поломанное фортеп...но, в другом -

два больших кожа...ых кресла.

Я постучал тростью по двери, и вскоре ко мне вы-

шел старич...к в поношенном сюртуке, в вал...нках и

м...хнатой щапч...нке. Я узнал, что его зовут Филип...ом

Куз...мич...м, что он постоянно болеет и боится про-

студы, что он камердинер помещика Фад...ея Ил...ари-

оновича Больш...ва - владельца этой усадьбы, кото-

рый в течение восьми лет ни разу не был в поместь... .

Мой новый знакомый любезно предложил мне ос-

мотреть дом. Меня особенно заинтересовала библиоте-

ка, заполненная произведениями рус...ких и француз...-

Руссо, рядом с Пушкин...м - Виктор Гюго, с Мопас-

сан...м - Тургенев.

Осмотрев дом и поблагодарив старика, я вышел в

сад. От прежних цветников уцелели одни п...оны и маки,

которые подн...мали из травы свои бледно-розовые и

ярко-красные головы. На самой алле... р...ели молодые

клены; по сторонам алле... стояли высокие тополя и ли-

ра..лишали для сенокоса. Здесь на просторе р...ело много

фруктовых деревьев: груш..., яблон..., вишен... и чере-

Упражнение 103 (повторительное). Напишите текст под дик-

товку. Укажите, какими правилами вы руководствовались при

написаний окончаний и суффиксов имен прилагательных, име-

ющихся в тексте.

Это было в январскую бурю на Каспийском море у

кавказских берегов. Резкий ветер с каким-то диким раз-

бойничьим свистом рвал паруса рыбачьей лодки.

Положение становилось опасным. Водяные валы и

ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя гро-

зили опрокинуть рыбачью лодку. Один из этих порывов

был так могуч, что, казалось, сейчас все кончится. Не-

большое суденышко скрылось в бушевавших волнах, но

тут же вынырнуло, выкинутое ураганом. В туманной дали

мелькал то высокий, то низкий берег.

Мощные порывы изменчивого ветра каждую мину-

ту могли разорвать полотняный парус или сломать его

"деревянный остов. Сквозь причудливые лохмотья туч

прорывались ослепительные стрелы молний. Ярок и зло-

вещ был блеск этих стрел. Кипучее море бушевало.

С огромным упорством опытные рыбаки боролись с

грозной стихией. Они прилагали нечеловеческие уси-

лия, чтобы победить ее. Сильными мозолистыми рука-

ми они тянули паруса, готовили весла. Молодежь энер-

гично помогала. Она верила в свои юные силы.

И свершилось то, что казалось невероятным: люди

победили. Они продержались до позднего вечера, пока

не стих яростный ветер.

Упражнение 104 (повторительное). Напишите текст под дик-

товку, потом сверьте написанное с напечатанным.

Однажды осенью 18... года после неудачной охоты и

двадцативерстного перехода я почувствовал себя силь-

но утомленным. Однако к вечеру я добрался бы домой,

если бы чрезвычайно мелкий и на редкость неприят-

ный ледяной дождь не заставил меня искать где-нибудь

поблизости временного убежища. С замирающим серд-

цем, искусно балансируя, перешел я по раскачивающе-

муся дощатому настилу мостика через вздувшуюся ре-

чонку и вышел на искусственную песчаную насыпь,

исчезавшую вдали в прибрежном кустарнике. Я рассчи-

тывал встретить на берегу кого-нибудь из местных жи-

телей, но расчеты мои не оправдались. На берегу нигде

не было ни души.

Пораздумавши, я, огорченный неудачей, решил, не

торопясь, брести по направлению к дому, втайне все-

таки надеясь приютиться в какой-нибудь деревеньке.

Пока я соображал, медленно продвигаясь вперед по

чересчур щедро усыпанной галькой дорожке, в какую

ся низкий шалашик возле поля, засеянного горохом. Он

был отнюдь не далеко, саженях в двухстах - двухстах

пятидесяти. Когда я подошел к шалашу и заглянул че-

рез полотняную занавеску внутрь его, то увидел дрях-

лого старичка, который сидел на корточках и, держа в

руках мяконький кусочек хлеба, торопливо пережевывал

сушеную горошинку, причем беспрестанно перекиды-

вал ее то за правую, то за левую щеку. Он до того был

погружен в свое бессмысленное занятие, что не заме-

тил моего прихода, и, когда я спросил, как добраться до

ближайшего селения, сначала никак не мог понять меня.

Потом он все же, хоть и путано, указал мне дорогу.

Я пошел через осиновую рощу, потом повернул на-

право и с трудом добрался до села. Еще издали сквозь

частую сетку дождя заметил я одну избу. У нее была тесо-

вая крыша, глиняная штукатурка и оцинкованные водо-

сточные трубы. Туда и направил я свои шаги. В сопровож-

дении продрогшей легавой собаки взошел я на крылечко

и отворил невысокую дверь в сени. К неописуемому мое-

му удивлению, увидел я длинные столы, заваленные бу-

магами, забрызганные жестяные чернильницы, оловян-

ные песочницы и длиннейшие гусиные перья.

Вдоль одной из стен стоял кожаный диван и два де-

ревянных стула. В соседней комнате заскрипела кровать,

и вслед за тем вошел человек лет пятидесяти пяти -

пятидесяти восьми, с бычачьей шеей, с необыкновен-

но лоснящимися щеками и слипавшимися сонными

глазами. На нем был легонький пиджачок и брюки из

местного помещика.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Подготовила: учитель информатики Самусенко Е.С. МОУ СОШ №11, г. Электросталь, 2017 год Тема Урока: СКЛЕИВАНИЕ МЕШКОВ ЦЕПОЧЕК

2 слайд

Описание слайда:

Мешки цепочек можно склеивать друг с другом. Склеим мешки цепочек А и В. Для этого склеим каждую цепочку из мешка А с каждой цепочкой из мешка В. Все полученные цепочки (и никаких других!) положим в мешок С. Мешок С - это результат склеивания мешков А и В. Склеивание мешков цепочек тоже будем обозначать знаком В мешках, которые мы склеиваем, могут лежать и пустые цепочки:

3 слайд

Описание слайда:

При склеивании мешков важно, какой мешок идёт первым, а какой - вторым. Если мешки поменять местами, при склеивании получится другой мешок: Если один из склеиваемых мешков пустой, то в результате склеивания получится пустой мешок

4 слайд

Описание слайда:

155 41 156 41 Выполни склеивание мешков, заполни окна. Нарисуй мешок, который получится при склеивании мешков D и E, и заполни окно.

5 слайд

Описание слайда:

158 41 Вот начальная позиция Робика (положение Робина не отмечено). Дорисуй позиции Робика до и после выполнения программы Щ. 159 41 Найди такой мешок, в котором нет мешка с двумя одинаковыми бусинами. Напиши имя этого мешка в окне в ответе. М

6 слайд

Описание слайда:

160 41 161 41 В мешке D лежат основы русских слов (муж. род, одуш.), в мешке S - окончания существительных (ед. ч., муж. род, одуш.). При склеивании мешков D и S получится мешок русских слов, причём каждое из слов - во всех падежах. Выполни склеивание мешков, заполни окно. В мешке F лежат основы русских слов (жен. род, неодуш.), в мешке V - окончания существительных (мн. ч., жен. род, неодуш.). При склеивании мешков F и V получится мешок русских слов, причём каждое из слов - во всех падежах. Выполни склеивание мешков, заполни окно.

7 слайд

Описание слайда:

162 41 163 41 Вот программа Г (в которой пропущены некоторые команды) и позиции Робика до и после выполнения программы Г (положение Робика не указано). Напиши в окнах пропущенные команды. Отметь положение Робика на поле до и после выполнения программы Г. Пользуясь толковым словарём на с. 102, определи истинность утверждений: Дрезина - это узкая и длинная лодка у американских индейцев. Гать - это топкое место на болоте. Блесна - это металлическая пластинка, к которой прикрепляют крючок для ловли комаров. Доха - это шуба. Л Л Л И

8 слайд

Описание слайда:

164 41 166 41 Заполни окна так, чтобы эти примеры на склеивание мешков были выполнены верно. Нарисуй в окне такое дерево букв, чтобы мешок U был мешком всех путей этого дерева.

9 слайд

Описание слайда:

165 41 167 41 Вот начальная позиция Робика и программа Л. Дорисуй позицию Робика после выполнения программы Л. В мешке S лежат окончания русских прилагательных (мн. ч., неодуш.). Заполни окна так, чтобы этот пример на склеивание мешков был выполнен верно.

10 слайд

Описание слайда:

168 41 В каждом окне можно нарисовать столько цепочек, сколько нужно. 169 41 1. В первом и пятом окнах напиши букву К. 2. Следующей после каждой буквы К напиши первую букву алфавита. 3. Предпоследней в цепочке напиши десятую с конца букву алфавита. 4. Третьей в цепочке напиши последнюю букву слова ТИР. 5. Третьей с конца в цепочке напиши вторую букву слова ТИР. 6. Седьмой в цепочке напиши третью с конца букву слова ТИР. 7. Во всех остальных окнах напиши такую же букву, как пятая с конца буква цепочки V. Выполни инструкцию: напиши буквы в окнах в цепочке V. Заполни окна так, чтобы этот пример на склеивание мешков был выполнен верно.

11 слайд

Описание слайда:

170 41 Пользуясь толковым словарём на с. 102, определи истинность утверждений: 171 41 Напиши все слова из мешка Q в окна цепочки Z так, чтобы слова в цепочке Z стояли в словарном порядке. Бекас - это болотная птица. Бердыш - это пуля особой формы для охоты на медведя. Сапсан - это драгоценный камень синего или голубого цвета. Гать - это настил из брёвен или хвороста для проезда или прохода через топкое место. И Л Л И

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1-7).

1. В тексте-описании ключевыми являются сло- ва-

1) названия предметов

2) названия признаков

3) названия действий

4) названия лиц

2. К прилагательному багряный синонимом будет слово

1) ярко-жёлтый

2) фиолетовый

3) тёмно-красный

3. Правильно указан падеж имени прилагатель-ного в словосочетании по узенькой тропке:

1) Д.п.

4. Нет ошибок в определении признаков имён прилагательных

За высокими лесами (1), за глубокими (2) морями, за синими (3) горами.

1) м.р., мн.ч., Т.п.

2) ср.р., мн.ч., Т.п.

3) мн.ч., Т.п.

4) ж.р., мн.ч., Т.п.

5. Над небом голубым есть город золотой с прозра-чными воротами и яркою звездой (Б. Гребенщиков).

Схеме прил. (Т.п., ед.ч., ж.р.) + сущ. соответству-ет словосочетание

1) над небом голубым

2) город золотой

3) с прозрачными воротами

4) яркою звездой

6. Буква е пишется в окончании прилагательного

1) с весенн_им днём

2) ранн_юю осень

3) горюч_ими слезами

4) о летуч_ем голландце

7. Найди «лишнее» окончание:

2) -ии

8. Распредели прилагательные в группы, обозна-ченные цифрами:

1) образованы с помощью суффикса -н-

2) не имеют рода

3) стоят в ж.р.

а)лебединые (песни)

б) соломенная (шляпка)

в) былинный (богатырь)

г) осеннее (ненастье)

Повышенный уровень.
Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).

9. Прочитай.

Мы говорим о погоде, - сказал попугай.
- Отвратительная погода, - проворчал удав и по-пытался спрятаться от дождя.
- Значит, тебе такая погода не нравится? - спросил попугай.
- А тебе нравится? - удивился удав.
- Мне нет, - сказал попугай, - но я думал, что тебе по мокрой погоде мягче ползать. Мокрое — оно мягкое.
- Мягкое, - согласился удав, - но липкое.

(Г. Остер «Испорченная погода»)

Запиши антонимы ко всем прилагательным, ко-торые встречаются в этом отрывке.

отвратительная - замечательная

мокрая - сухая

мягкое - твердое

липкое - скользкое

Запиши синонимы к слову мокрая

влажная, примокшая, сырая

10. Прочитай начало шутливого стихотворения из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

(Перевод Д.Г. Орловской)

Выпиши словосочетание прил. + сущ.

хливкие шорьки

Укажи признаки прилагательного

Мн.число, Им.падеж

Шалтай-Болтай, герой этой сказки, так объясняет Алисе слово «хливкие»: «„Хливкие" — это хлипкие и ловкие. „Хлипкие" значит то же, что и „хилые". Это слово как бумажник. Раскроешь, а там два отделе-ния! Так и тут - это слово раскладывается на два!»

«Раскрой», из каких слов получились следующие слова-бумажники:

стремустрые стремительные и шустрые

тихойное тихое и спокойное

грязючий грязный и вонючий

смесёлая смешная и веселая

Запиши эти слова в Р.п.

стремустрых, тихойного, грязючего, смеселой

698 " style="width:523.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

2. Рядом с каждым существительным запиши подходящее по смыслу имя прилагательное .

3. Поставьте вопросы к именам прилагательным и допишите окончания.

4. Указать род и число имен прилагательных.


День был ясный и теплый. От дождя разлилась между грядками голубая лужа. Вечерняя мгла покрыла все поля. Небо чистое, синее. У орла сильные крылья, крепкие когти и зоркие глаза. Школьники получили от друзей приятное, радостное известие. Утро выдалось тихое, ясное. В корзине у нас лежала оранжевая сочная морковь, желтая круглая репа, большая красная свекла и душистая длинная петрушка. Пушистый иней украсил деревья. Большой белый гриб прятался под елью.

5. К имени прилагательному свежий подберите подходящие по смыслу имена существительные мужского, среднего и женского рода , изменяя имя прилагательное по родам. Запишите прилагательное в форме множественного числа .

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выберите имена прилагательные с окончанием –ое или -ее.

Весёл…… песня, летн….. время, интересн…… занятие, весёл…… настроение.

7. Прочитайте стихи. Найдите имя прилагательное. Определите род и число.

Хомяк зимою в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

8. Соотнесите слова первого и второго столбиков. Допишите к каждому существительному подходящие прилагательные.

Горошек _________________ душный

Зал ______________________ душистый

День _____________________ дождевой

Плащ ____________________ дождливый

9. Укажите лишнее слово. Объясните признак выбора.

Короткий, крепкий, громкий, санаторий.

Дальний, средний, громкий, гербарий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выберите правильный ответ, соедините стрелкой .

1 . Имена прилагательные мужского рода имеют окончания -ая, - яя

2. Имена прилагательные среднего рода имеют окончания -ый, - ий, - ой

3. Имена прилагательные женского рода имеют окончания -ое, - ее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: